ОКБ Г.М.Бериева

Бе-10Н
морской ракетоносец

    Постановлением СМ № 564-275 от 26 мая 1958 г. работы по крылатой противокорабельной ракете К-12 были переданы в ОКБ-49 Г.М.Бериева.Ракетоносец Бе-10Н Бериев принимает решение делать ракеты К-12 в комплексе с самолетом-носителем Бе-10Н, созданным на базе его реактивной летающей лодки Бе-10. Вся система, включая самолет, получила название К-12Б.
    Ракета К-12БС, оснащенные ядерным боеприпасом, предназначалась для поражения бронированных кораблей и крупных транспортов. Эти же ракеты, но оснащенные фугасным боеприпасом, могли быть использованы для борьбы с транспортами водоизмещением до 8000 т и небронированными кораблями, а также для разрушения морских баз, мостов и других радиолокационно-контрастных наземных целей. Пуск ракеты производился с самолета Бе-10Н при скорости полета до 700 км/ч с высоты 5-10 км.
    Таким образом, в ОКБ-49 под руководством Бериева создавался уникальный комплекс, состоявший из первой в мире серийной реактивной летающей лодки, оснащенной двумя крылатыми ракетами. Ни до этого, ни после ничего подобного в мире не было создано.
    Самолет-носитель отличался от Бе-10 переделанными носовой частью лодки до шпангоута № 18 (там размещалась антенна станции "Шпиль") и грузоотсеком (убраны верхний и нижние люки). На Бе-10Н также устанавливалось новейшее пилотажно-навигационное оборудование, демонтировались бомбардировочное вооружение, фотооборудование и передние пушечные установки, полностью заменялось электрооборудование, т.к. количество потребителей тока увеличивалось в два раза. Подвеска К-12 на Бе-10Н
    Нормальный взлетный вес самолета-носителя Бе-10Н составлял 48,5 т. Самолет мог нести на пилонах под крылом одну или две ракеты. Максимальная скорость Бе-10Н с одной КР - 875 км/ч. Радиус действия Бе-10Н при подвеске одного снаряда без дозаправки самолета - 1250 км, а с одной дозаправкой в море с подводной лодки - 2060 км. Это позволяло атаковать цели, находившиеся в центральной части Атлантики и Тихого океана. РЛС «Шпиль К-12У» должна была обнаруживать корабль-цель типа эсминца при волнении моря 4-5 баллов на расстоянии не менее 150 км.
    Эскизный проект системы К-12Б был представлен научно-техническому совету ГКАТ при Совмине СССР 10 июня 1959 г., где был одобрен.Подвеска К-12 на Бе-10Н "на плаву"
    При проектировании ракеты К-12БС предусматривалась возможность их подвески как при стоянке гидросамолета на перекатном шасси, так и на плаву со специального катера. При передаче же ракеты с подводной лодки на Бе-10Н можно было использовать надувной понтон. Таким образом, один или несколько ракетоносцев Бе-10Н могли получить базу где-нибудь в центре Тихого океана. Там они бы дозаправлялись с атомной подводной лодки, наносили ракетный удар по цели, удаленной на 1200 км и возвращались назад за топливом и ракетами. Кстати, на подводной лодке самолеты могли ждать сменные экипажи.
    Но дозаправка летающей лодки в море возможна лишь при отсутствии сильного волнения и сил противника. Сама же летающая лодка Бе-10Н была сравнительно легкой целью для палубных истребителей потенциального противника. В связи с этим работы по ракетной летающей лодке Бе-10 были прекращены Постановлением СМ № 887-372 от 12 августа 1960 г., одновременно закрыты и работы по К-12БС.

Описание
Разработчик ОКБ-49 Г.М.Бериева
Обозначение Бе-10Н
Кодовое обозначение NATO Mallow
Тип морской ракетоносец
Проект 1958-60 гг.
Экипаж, чел 3
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 31,45
Размах крыла, м 28,6
Площадь крыла, м2 130
Угол стреловидности крыла 35°
Масса взлетная, кг 48500
Силовая установка
Число двигателей 2
Тип двигателя ТРД АЛ-7ПБ
Тяга двигателя, кгс (кH) 2х 7350 ()
Летные данные
Максимальная скорость полета с 1-й ПКР, км/ч 875
Практический потолок, м 11600-11800
Радиус действия, км/ч без дозаправки 1250 (1400-1450)
с одной дозаправкой 2060
Вооружение
ПКР 1-2 К-12БС

Компоновка Бе-10Н

Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
  2. «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг» (Гр. авторов, М., «Машиностроение», 2000)
  3. Реактивный корабль / А.Н.Заблотский, А.И.Сальников, С.Н.Емельянов, Авиация и Время №4 2000 /
  4. ТАНТК им.Бериева

Помогали:

Рейтинг@Mail.ru Топ-100