Бе-10Н
морской ракетоносец
Постановлением СМ № 564-275 от 26 мая 1958 г. работы по крылатой противокорабельной
ракете К-12 были переданы в ОКБ-49 Г.М.Бериева.
Бериев принимает решение делать ракеты К-12 в комплексе с самолетом-носителем Бе-10Н, созданным на базе его реактивной летающей лодки
Бе-10. Вся система, включая самолет, получила название К-12Б.
Ракета К-12БС, оснащенные ядерным боеприпасом,
предназначалась для поражения бронированных кораблей и крупных транспортов. Эти же ракеты, но оснащенные фугасным боеприпасом, могли быть использованы для борьбы с транспортами водоизмещением до 8000 т и небронированными кораблями, а также для разрушения морских баз, мостов и других радиолокационно-контрастных наземных целей.
Пуск ракеты производился с самолета Бе-10Н при скорости полета до 700 км/ч с высоты 5-10 км.
Таким образом, в ОКБ-49 под руководством Бериева
создавался уникальный комплекс, состоявший из первой в мире серийной реактивной летающей лодки, оснащенной двумя крылатыми ракетами. Ни до этого, ни после ничего подобного в мире не было создано.
Самолет-носитель отличался от Бе-10 переделанными носовой частью лодки до
шпангоута № 18 (там размещалась антенна станции "Шпиль") и грузоотсеком (убраны
верхний и нижние люки). На Бе-10Н также устанавливалось новейшее пилотажно-навигационное
оборудование, демонтировались бомбардировочное вооружение, фотооборудование и передние пушечные установки, полностью заменялось
электрооборудование, т.к. количество потребителей тока увеличивалось в два раза.
Нормальный взлетный вес самолета-носителя Бе-10Н составлял 48,5 т. Самолет мог нести на пилонах под крылом одну или две ракеты. Максимальная скорость Бе-10Н с одной КР - 875 км/ч.
Радиус действия Бе-10Н при подвеске одного снаряда без дозаправки самолета - 1250 км, а с одной дозаправкой в море с подводной лодки - 2060 км. Это позволяло
атаковать цели, находившиеся в центральной части Атлантики и Тихого океана. РЛС
«Шпиль К-12У» должна была обнаруживать корабль-цель типа эсминца при волнении моря 4-5 баллов на расстоянии не менее 150 км.
Эскизный проект системы К-12Б был представлен научно-техническому совету ГКАТ при Совмине СССР 10 июня 1959 г., где был одобрен.
При проектировании ракеты К-12БС предусматривалась возможность их подвески как при стоянке гидросамолета на перекатном шасси, так и на
плаву со специального катера. При передаче же ракеты с подводной лодки на Бе-10Н можно было использовать надувной понтон. Таким образом, один или несколько ракетоносцев Бе-10Н могли получить базу где-нибудь
в центре Тихого океана. Там они бы дозаправлялись с атомной подводной лодки, наносили ракетный удар по цели,
удаленной на 1200 км и возвращались назад за топливом и ракетами. Кстати, на подводной лодке самолеты могли ждать сменные экипажи.
Но дозаправка летающей лодки в море возможна лишь при отсутствии сильного волнения и сил противника. Сама же летающая лодка Бе-10Н была сравнительно легкой целью для палубных истребителей потенциального противника.
В связи с этим работы по ракетной летающей лодке Бе-10 были прекращены Постановлением СМ № 887-372
от 12 августа 1960 г., одновременно закрыты и работы по К-12БС.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ-49 Г.М.Бериева | |
Обозначение | Бе-10Н | |
Кодовое обозначение NATO | Mallow | |
Тип | морской ракетоносец | |
Проект | 1958-60 гг. | |
Экипаж, чел | 3 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 31,45 | |
Размах крыла, м | 28,6 | |
Площадь крыла, м2 | 130 | |
Угол стреловидности крыла | 35° | |
Масса взлетная, кг | 48500 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Тип двигателя | ТРД АЛ-7ПБ | |
Тяга двигателя, кгс (кH) | 2х 7350 () | |
Летные данные | ||
Максимальная скорость полета с 1-й ПКР, км/ч | 875 | |
Практический потолок, м | 11600-11800 | |
Радиус действия, км/ч | без дозаправки | 1250 (1400-1450) |
с одной дозаправкой | 2060 | |
Вооружение | ||
ПКР | 1-2 К-12БС |
Источники информации:
- «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
- «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг» (Гр. авторов, М., «Машиностроение», 2000)
- Реактивный корабль / А.Н.Заблотский, А.И.Сальников, С.Н.Емельянов, Авиация и Время №4 2000 /
- ТАНТК им.Бериева
Помогали: