
П-35 (4К44, изделие «Б» и «Д»)
крылатая противокорабельная ракета
Конструктивно ракеты П-6/П-35 представляли собой дальнейшее развитие
противокорабельной ракеты П-5. Ракеты имели одинаковые аэродинамические схемы,
стартовые ускорители и пусковые контейнеры. Система управления «Антей» была
подготовлена НИИ-49 Министерства судостроительной промышленности.
Ракеты оснащались фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-48 (вес 800-1000кг),
разработанной в НИИ-6, или специальной боевой частью.
Полет ракет проходил в режиме «большая высота-малая высота». Большая высота
полета требовалась для обеспечения прямого радиолокационного контакта между
носителем и ракетой вплоть до обнаружения целей радиолокационной головкой
самонаведения ракеты. Далее радиолокационное изображение транслировалось на
носитель, где офицер-оператор производил селекцию целей (т. е. выбирал наиболее
важную, например, авианосец в авианосном ордере). После чего подавалась команда
на захват выбранной цели радиолокационным визирам ракеты. На этом режим
телеуправления заканчивался, и ракета снижалась на малую высоту, не теряя
радиолокационного контакта с захваченной целью и осуществляя самонаведение на
нее по курсу. На конечном участке ракета пикировала на цель, боевая часть при
этом не отделялась.
Наряду с этим ракетами П-6/П-35 можно было стрелять и в автономном режиме без
задействования линий телеуправления и каналов трансляции изображения целей. В
таком случае был возможен залп всех пусковых установок корабля.
Ракета П-35 (4К44) имела несколько режимов полета на высотах от 400 м и почти до
7,5 км. В зависимости от режима высоты менялись скорость полета и дальность
(приблизительно от 100 до 300 км). Интересно, что П-35 могла использоваться и
для стрельбы по наземным целям, для чего нужно было только перевести бортовую
систему управления «Блок» из режима «М» (морской) в режим «Б» (береговой). В
этом случае ракета по команде с крейсера пикировала на цель под углом 80°.
Угол горизонтального наведения установок CМ-70 крейсеров проекта 58 составлял
120°, угол старта 25°. Боезапас на каждую установку насчитывал 8 ракет П-35, из
которых непосредственно 4 находились в контейнерах пусковой установки, а еще 4 -
в погребе, рядом с установкой. Обычно одна из четырех ракет П-35 имела
специальную боевую часть в 20 кт.
Нанесение ударов по надводным кораблям на дистанциях, многократно превышающих
дальность прямой радиолокационной видимости, потребовало создания системы
разведки и целеуказания для противокорабельных ракет. Авиационная
разведывательная система “Успех” была создана Киевским НИИ радиоэлектроники
(ныне НПО “Квант”) под руководством главного конструктора И.В. Кудрявцев. Она
состояла из бортового радиолокационного комплекса обнаружения надводных целей и
аппаратуры трансляции радиолокационной информации, размещенных на самолетах
Ту-16РЦ, Ту-95РЦ (позднее на вертолетах Ка-25РЦ) и на кораблях. На самолетах
размещалась авиационная радиолокационная система обнаружения морских целей и
передачи сигналов на корабли, где осуществлялась обработка данных и выдавались
целеуказания ракетному комплексу. В системе разведки и целеуказания, принятой на
вооружение 1965 году, впервые была осуществлена передача с самолета-разведчика
на корабль-носитель противокорабельных ракет радиолокационного изображения
района осмотра в реальном масштабе времени. Таким образом, в СССР впервые в мире
была создана разведывательно-ударная система (РУС), включающая средства
разведки, ударное оружие и их носители (как морские, так и воздушные). Большая
дальность полета Ту-95РЦ позволила вести разведку кораблей в море и выполнять
задачи целеуказания на дальности до 7000 км.
Использование разведывательно-ударного комплекса осуществлялось следующим
образом: корабль, находящийся в заданном районе, после получения боевого
распоряжения на применение ракетного оружия, устанавливал связь с самолетом разведки и целеуказания, который передавал на
борт ПЛ радиолокационную информацию о надводных целях. Эта информация
отображалась на экранах пульта оператора комплекса целеуказания корабля. Командир
корабля анализировал целевую обстановку и назначал цель, по которой было
необходимо определить координаты (пеленг и дальность). Затем эти данные
вводились в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществлялась
оценка досягаемости оружия и ожидаемой вероятности обнаружения цели
радиолокационным визиром ракеты. На основе этой информации принималось
окончательное решение на стрельбу. Корабль ложился на боевой курс, выполняя
предстартовую подготовку, после чего производился ракетный залп (число ПКР в залпе - не более четырех).
Управление полетом каждой ракеты в залпе относительно плоскости стрельбы
осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном
индикаторе. В случае отклонения отметки о заданном направлении оператор
возвращал ПКР в плоскость стрельбы. При достижении ракетой расчетной дальности
(выработанной корабельной системой управления) по команде операторов включались
радиолокационные визиры ракет и передатчики радиоканала для трансляции
полученной визирами информации. После захвата цели радиолокационным визиром ПКР
она, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения (первоначально
ракета самонаводилась лишь в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось ее
пологое пикирование и за несколько километров до цели вводился и режим
самонаведения в вертикальной плоскости).
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ЦКБМ | |
Обозначение | комплекс | П-35 |
ракета | 4К44 | |
Обозначение NATO | SS-N-3 «Sepal» | |
Первый пуск | 21 октября 1959 | |
Тип ГСН | инерциальная + радиолокационная | |
Тип ПУ | контейнерная СМ-70, СМ-81, СМ-82, КТ-82, КТ-35-1134 | |
КАСУ | "Бином-1134", "Аргонавт-35" | |
Надводные корабли-носители (номера проектов) | 901, 902, 58, 61Б, 1134, 64, 159Р | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина, м | 9,45-10,0 | |
Размах крыла, м | 2,67 | |
Диаметр фюзеляжа II ступени, м | 1,544 | |
Высота, м | 1,5 | |
Стартовый вес, кг | 4035-4200 | |
Масса пустой ракеты (II ступени), кг | 2330 | |
Тип боеголовки | фугасно-кумулятивная или ядерная (20 кт) | |
Масса БЧ, кг | 800-1000 | |
Силовая установка | ||
Двигатель | ТРД | |
Тяга, кгс (кН) | ||
Тип стартового двигателя | ПРД 4Л44 | |
Летные данные | ||
Скорость, м/с (М=) | 500 (1,5) | |
Дальность полета, км | 15-250 (80-350) | |
Высота полета, м | максимальная | 100/4000/7000 |
в районе цели | 100 | |
КВО, м |
Источники информации:
- Беспилотные летательные аппараты / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, Г.Ф.Петров, СПб, Невский бастион, 1999 /
- Крылатые ракеты - национальное оружие России / Г.А.Ефремов /
- Крылатая противокорабельная ракета П-35 (П-6)
- SS-N-3 SEPAL, SSC-1a SHADDOCK / FAS /
- Фото С.А.Авилова