НПОмаш

П-6 (4К88)
крылатая противокорабельная ракета

    Разработка ракетного комплекса с загоризонтным поражением надводных целей, оснащенного крылатой ракетой (реактивным самолетом-снарядом) П-6 (4К88), для вооружения подводных лодок в ОКБ-52 главного конструктора В.Н.Челомея началась по Постановлению СМ CCCР № 1149-592 от 17 августа 1956 года.П-6
    Ракета П-6 создана на базе планера ракеты П-5. Разработка системы управления противокорабельными крылатыми ракетами с загоризонтным поражением надводных целей комплекса ракетного оружия П-6 была поручена НИИ-49, главный конструктор М.В.Яцковский (в 1961-1962 годах главным конструктором был назначен Н.А.Чарин). Радиовизирование цели производилось через снаряд с помощью корабельной системы управления "Аргумент" оснащенной специальной складной антенной.
    При разработке комплекса ракетного оружия впервые в мире была. решена задача залповой стрельбы ПКР с избирательным поражением кораблей, находящихся в составе корабельных соединений. С одной подводной лодки можно было произвести 4-х ракетный залп ракет П-6. После всплытия в надводное положение ПЛ на предстартовую подготовку до пуска первой ракеты первого залпа требовалось 3 минуты. Второй четырехракетный залп мог производиться через 12 минут. Время залпа из 4-х ракет -15 минут, а для 2-х залпов - 20-30 минут с учетом времени на всплытие, подготовку к пуску, запуск и доведение ракет до цели. Комплексом аппаратуры обеспечивался одновременный обстрел одной цели не более 12 ракетами П-6 с разных носителей, что позволяло преодолевать самую плотную ПВО авианосных соединений 60-х годов.П-6
    Старт ракет П-6 производился с поднятого контейнера при нахождении подводной лодки в надводном положении. Выбор траектории полета ракеты зависел от дальности до цели, необходимости постоянного сопровождения цели по ответчику и обеспечения радиолокационного контакта стреляющей подводной лодки с целью через ракету. При обнаружении цели устройством визирования ракеты, она передавала радиолокационное изображение на корабль-носитель, где производилась обработка и оценка обстановки, выбор главной цели и распределение ракет в залпе по цели и ордера. Отработанное на корабле решение передавалось по радиолинии на ракету для обеспечения ею атаки выбранной цели. При захвате радиолокационным визиром ракеты П-6 назначенной цели по команде оператора с корабля-носителя ракета снижалась на малую высоту и осуществляла самонаведение на заданную цель.
    Много проблем необходимо было решить при проектировании бортовой системы управления и размещении ее в ограниченном объеме. Принципиальным для корабельной системы управления была разработка радиолиний телеуправления, работающих в трех различных диапазонах волн с единым комплексированным антенным постом. Антенный пост с общим электрогидравлическим приводом объединял три широкодиапазонных антенных устройства и конструктивно вписывался в носовую часть рубки ПЛ. Такое оригинальное решение позволило применить на ПЛ антенны с высокой направленностью.
    Обширная программа экспериментов была проведена в ЦАГИ по определению аэродинамических характеристик КР. Руководил этой работой и принимал непосредственное участие в экспериментах академик А.А. Дородницин. Модельные испытания позволили получить значения основных аэродинамических характеристик и уточнить теоретические расчеты.ПКР П-6 (Севастополь, музей ЧФ, фото А.А.Бричевский)
    Большой объем испытаний был проведен по системе управления КР П-6. Наряду с лабораторными испытаниями макета было признано целесообразным проведение натурных испытаний в условиях, максимально приближенных к реальным. Макеты размещались на вертолете и самолете-лаборатории.
   Постановлением Правительства от июля 1959 года НИИ-49 была поручена разработка станции "Молния" с целью выработки автономного целеуказания для КР П-6 за счет использования явления тропосферного рассеивания СВЧ радиоволн. Руководство работами было возложено на главного конструктора А.П.Цветкова. В декабре 1969 года станция "Молния" принята на вооружение ВМФ для установки на ПЛ проектов 651 и 675.
    Первый этап летных испытаний ракет проходил на площадке 4А под Балаклавой с 23 декабря 1959 года по июль 1960 года. В феврале-июне 1960 года на Государственном центральном полигоне №4 (ГЦП-4) под Капустиным Яром успешно прошли автономные летно-конструкторские испытания ракеты П-6 с бортовой аппаратурой в неполной комплектации - использовались ракеты без радиотехнической аппаратуры системы управления. Всего произведено 5 пусков ракет без радиотехнической аппаратуры. В целом испытания прошли удачно. На Государственном центральном морском полигоне (ГЦМП, пос. Ненокса) с июля по октябрь 1960 года проводились летно-конструкторские испытания (второй этап) ракетного комплекса с ПКР П-6 и системой управления в полной комплектации. Пуски производились из берегового неподвижного, а затем из качающегося контейнера. Всего сделано 6 пусков, результаты неудовлетворительны из-за отказов системы управления «Антей». После проведения работ по дополнительной наземной отработке бортовой радиотехнической аппаратуры бортовой системы управления (БСУ) ракеты П-6 и введению доработанной контрольно-проверочной аппаратуры в августе-декабре 1961 года испытания были продолжены. До 6 декабря 1961 года было осуществлено еще 7 пусков ракет П-6. Пуск ПКР П-6 с ПЛАРК проекта 675
    В мае-декабре 1962 годa был проведен первый этап совместных испытаний (с качающегося стенда) системы управления в составе ракетного комплекса П-6. Из тринадцати пусков семь пусков были полностью удачными. В 1962 году с 22 по 25 июля на Северном флоте в районе Северодвинска проводилось мероприятие «Касатка», в ходе которого высшему руководству страны демонстрировались пуски корабельных ракет П-5Д, П-35 и П-6.
    С подводных лодок пр. 651 (головной) и 675 (привлечено четыре корабля) ракета П-6 проходила контрольные испытания с мая по декабрь 1963 года. Второй этап совместных летных испытаний П-6 прошел с июля по октябрь 1963 года на подводной лодке проекта 675У. Всего сделано пять пусков, из них в двух случаях отмечены прямые попадания в мишень, которая затонула. Третий этап совместных летных испытаний проведен с октября по декабрь 1963 года. Было произведено три успешных пуска с подводной лодки проекта 651 и девять пусков с подводной лодки проекта 675, в семи из которых зарегистрированы прямые попадания. Всего за время различных этапов испытаний выполнено 46 пусков ракет. ПКР П-6 (Севастополь, музей ЧФ, фото А.А.Бричевский)
    После успешного завершения испытаний Постановлением СМ от 23 июня 1964 года ракетный комплекс П-6 был принят на вооружение дизельных подводных лодок проекта 651 и и атомных проекта 675. Основное вооружение лодки проекта 675 - 8 крылатых ракет П-6 (4К88) - размещались в контейнерах, поднимающихся в стартовое положение на угол 14°. Боекомплект ДЭПЛ 651 (Juliett) состоял из 4 ПКР П-6. Стрельба была возможна лишь в надводном положении.
    Существенным недостатком комплекса П-6 являлся надводный старт. При этом время нахождения ПЛ с комплексом П-6 по сравнению с лодками, имеющими на борту комплекс П-5, возросло, т.к. теперь требовалось управление с борта корабля и полетом ракеты вплоть до захвата цели ее ГСН. Несмотря на этот очевидный недостаток, комплекс П-6 давал советскому флоту ощутимые преимущества в борьбе с крупными надводными кораблями противника.
    Позднее на вооружение был принят усовершенствованный вариант ракеты - П-6М (4К48).
    На базе противокорабельной ракеты П-6 была также создана ракета-мишень РМ-6.

ДЭПЛ проекта 651Модель ПЛАРК проекта 675

Источники информации:

  1. Беспилотные летательные аппараты / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, Г.Ф.Петров, СПб, Невский бастион, 1999 /
  2. Крылатые ракеты - национальное оружие России / Г.А.Ефремов /
  3. Крылатая противокорабельная ракета П-35 (П-6) / ИС Ракетная техника /
  4. SS-N-3 SEPAL, SSC-1a SHADDOCK / FAS /
  5. Фото А.А.Бричевский

Рейтинг@Mail.ru Топ-100