П-6 (4К88)
крылатая противокорабельная ракета
Разработка ракетного комплекса с загоризонтным поражением
надводных целей, оснащенного крылатой ракетой (реактивным самолетом-снарядом)
П-6 (4К88), для вооружения подводных лодок в ОКБ-52 главного конструктора В.Н.Челомея началась по Постановлению СМ CCCР
№ 1149-592 от 17 августа 1956 года.
Ракета П-6 создана на базе планера ракеты П-5. Разработка системы управления противокорабельными
крылатыми ракетами с загоризонтным поражением надводных целей комплекса
ракетного оружия П-6 была поручена НИИ-49, главный конструктор М.В.Яцковский
(в 1961-1962 годах главным конструктором был назначен Н.А.Чарин). Радиовизирование цели производилось через снаряд с
помощью корабельной системы управления "Аргумент" оснащенной специальной складной антенной.
При разработке комплекса ракетного оружия впервые в мире была. решена задача
залповой стрельбы ПКР с избирательным поражением кораблей, находящихся в составе
корабельных соединений. С одной подводной лодки можно было произвести 4-х
ракетный залп ракет П-6. После всплытия в надводное положение ПЛ на
предстартовую подготовку до пуска первой ракеты первого залпа требовалось
3 минуты. Второй четырехракетный залп мог производиться через 12 минут. Время залпа из 4-х ракет -15 минут, а для 2-х залпов -
20-30 минут с учетом времени на всплытие, подготовку к пуску, запуск и доведение
ракет до цели. Комплексом аппаратуры обеспечивался одновременный обстрел одной
цели не более 12 ракетами П-6 с разных носителей, что позволяло преодолевать
самую плотную ПВО авианосных соединений 60-х годов.
Старт ракет П-6 производился с поднятого контейнера при нахождении подводной
лодки в надводном положении. Выбор траектории полета ракеты зависел от дальности
до цели, необходимости постоянного сопровождения цели по ответчику и обеспечения радиолокационного контакта стреляющей подводной лодки с целью через
ракету. При обнаружении цели устройством визирования ракеты, она передавала
радиолокационное изображение на корабль-носитель, где производилась обработка и
оценка обстановки, выбор главной цели и распределение ракет в залпе по цели и
ордера. Отработанное на корабле решение передавалось по радиолинии на ракету для обеспечения ею атаки выбранной
цели. При захвате радиолокационным визиром ракеты П-6 назначенной цели по
команде оператора с корабля-носителя ракета снижалась на малую высоту и осуществляла самонаведение на заданную цель.
Много проблем необходимо было решить при проектировании бортовой системы управления и размещении ее в ограниченном объеме.
Принципиальным для корабельной системы управления была разработка радиолиний
телеуправления, работающих в трех различных диапазонах волн с единым
комплексированным антенным постом. Антенный пост с общим электрогидравлическим
приводом объединял три широкодиапазонных антенных устройства и конструктивно
вписывался в носовую часть рубки ПЛ. Такое оригинальное решение позволило
применить на ПЛ антенны с высокой направленностью.
Обширная программа экспериментов была проведена в ЦАГИ по
определению аэродинамических характеристик КР. Руководил этой работой и принимал
непосредственное участие в экспериментах академик А.А. Дородницин. Модельные
испытания позволили получить значения основных аэродинамических характеристик и
уточнить теоретические расчеты.
Большой объем испытаний был проведен по системе управления КР
П-6. Наряду с лабораторными испытаниями макета было признано целесообразным
проведение натурных испытаний в условиях, максимально приближенных к реальным.
Макеты размещались на вертолете и самолете-лаборатории.
Постановлением Правительства от июля 1959 года НИИ-49 была поручена разработка
станции "Молния" с целью выработки автономного целеуказания для КР П-6 за счет
использования явления тропосферного рассеивания СВЧ радиоволн. Руководство
работами было возложено на главного конструктора А.П.Цветкова. В декабре 1969
года станция "Молния" принята на вооружение ВМФ для установки на ПЛ проектов 651 и 675.
Первый этап летных испытаний ракет проходил на площадке 4А под Балаклавой с
23 декабря 1959 года по июль 1960 года. В феврале-июне 1960 года на Государственном центральном
полигоне №4 (ГЦП-4) под Капустиным Яром успешно прошли автономные
летно-конструкторские испытания ракеты П-6 с бортовой аппаратурой в неполной
комплектации - использовались ракеты без радиотехнической аппаратуры системы
управления. Всего произведено 5 пусков ракет без радиотехнической аппаратуры. В
целом испытания прошли удачно. На Государственном центральном морском полигоне (ГЦМП, пос.
Ненокса) с июля по октябрь 1960 года проводились летно-конструкторские испытания
(второй этап) ракетного комплекса с ПКР П-6 и системой управления в полной комплектации.
Пуски производились из берегового неподвижного, а затем из качающегося
контейнера. Всего сделано 6 пусков, результаты неудовлетворительны из-за отказов
системы управления «Антей». После
проведения работ по дополнительной наземной отработке бортовой радиотехнической
аппаратуры бортовой системы управления (БСУ) ракеты П-6 и введению доработанной
контрольно-проверочной аппаратуры в августе-декабре 1961 года испытания были
продолжены. До 6 декабря 1961 года было осуществлено еще 7 пусков ракет П-6.
В мае-декабре 1962 годa был проведен первый этап совместных
испытаний (с качающегося стенда) системы управления в составе ракетного комплекса П-6.
Из тринадцати пусков семь пусков были полностью удачными. В 1962 году с 22 по 25
июля на Северном флоте в районе Северодвинска проводилось мероприятие «Касатка»,
в ходе которого высшему руководству страны демонстрировались пуски корабельных
ракет П-5Д, П-35 и П-6.
С подводных лодок пр. 651 (головной) и 675 (привлечено четыре корабля) ракета П-6 проходила
контрольные испытания с мая по декабрь 1963 года. Второй этап совместных летных
испытаний П-6 прошел с июля по октябрь 1963 года на подводной лодке проекта
675У. Всего сделано пять пусков, из них в двух случаях отмечены прямые попадания
в мишень, которая затонула. Третий этап совместных летных испытаний проведен с
октября по декабрь 1963 года. Было произведено три успешных пуска с подводной
лодки проекта 651 и девять пусков с подводной лодки проекта 675, в семи из
которых зарегистрированы прямые попадания. Всего за время различных
этапов испытаний выполнено 46 пусков ракет.
После успешного завершения испытаний
Постановлением СМ от 23 июня 1964 года ракетный комплекс П-6 был принят на
вооружение дизельных подводных лодок проекта 651 и и атомных проекта 675.
Основное вооружение лодки проекта 675 - 8 крылатых ракет П-6
(4К88) - размещались в контейнерах, поднимающихся в стартовое положение на угол 14°. Боекомплект ДЭПЛ
651 (Juliett) состоял из 4 ПКР П-6. Стрельба была
возможна лишь в надводном положении.
Существенным недостатком комплекса П-6 являлся надводный
старт. При этом время нахождения ПЛ с комплексом П-6 по сравнению с лодками,
имеющими на борту комплекс П-5, возросло, т.к. теперь требовалось управление с
борта корабля и полетом ракеты вплоть до захвата цели ее ГСН. Несмотря на этот
очевидный недостаток, комплекс П-6 давал советскому флоту ощутимые преимущества
в борьбе с крупными надводными кораблями противника.
Позднее на вооружение был принят усовершенствованный вариант ракеты - П-6М (4К48).
На базе противокорабельной ракеты П-6 была также создана
ракета-мишень РМ-6.
Источники информации:
- Беспилотные летательные аппараты / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, Г.Ф.Петров, СПб, Невский бастион, 1999 /
- Крылатые ракеты - национальное оружие России / Г.А.Ефремов /
- Крылатая противокорабельная ракета П-35 (П-6) / ИС Ракетная техника /
- SS-N-3 SEPAL, SSC-1a SHADDOCK / FAS /
- Фото А.А.Бричевский