НПОмаш

П-6 (4К88)
крылатая противокорабельная ракета

история создания

    Конструктивно ракеты П-6/П-35 представляли собой дальнейшее развитие противокорабельной ракеты П-5. Ракеты имели одинаковые аэродинамические схемы, стартовые ускорители и пусковые контейнеры. Система управления «Антей» была подготовлена НИИ-49 Министерства судостроительной промышленности. Сопла ТРД и ускорителей П-6 (фото А.А.Бричевский)
    Ракеты оснащались фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-48 (вес 800-1000 кг), разработанной в НИИ-6, или специальной боевой частью.
    Ракета П-6 оснащена турбореактивным двигателем 4Д48 разработки главного конструктора ОКБ-300 (АНМТК "Союз") Сергея Туманского (доработан главным конструктором Уфимского мо­торостроительного завода Сергеем Гавриловым).
    Полет ракет проходил в режиме «большая высота-малая высота». Большая высота полета требовалась для обеспечения прямого радиолокационного контакта между носителем и ракетой вплоть до обнаружения целей радиолокационной головкой самонаведения ракеты. Далее радиолокационное изображение транслировалось на носитель, где офицер-оператор производил селекцию целей (т. е. выбирал наиболее важную, например, авианосец в авианосном ордере). После чего подавалась команда на захват выбранной цели радиолокационным визирам ракеты. На этом режим телеуправления заканчивался, и ракета снижалась на малую высоту, не теряя радиолокационного контакта с захваченной целью и осуществляя самонаведение на нее по курсу. На конечном участке ракета пикировала на цель, боевая часть при этом не отделялась.
    Наряду с этим ракетами П-6/П-35 можно было стрелять и в автономном режиме без задействования линий телеуправления и каналов трансляции изображения целей. В таком случае был возможен залп всех пусковых установок корабля. Стартовые ускорители П-6 (фото А.А.Бричевский)
    Нанесение ударов по надводным кораблям на дистанциях, многократно превышающих дальность прямой радиолокационной видимости, потребовало создания системы разведки и целеуказания для противокорабельных ракет. Авиационная разведывательная система “Успех” была создана Киевским НИИ радиоэлектроники (ныне НПО “Квант”) под руководством главного конструктора И.В. Кудрявцев. Она состояла из бортового радиолокационного комплекса обнаружения надводных целей и аппаратуры трансляции радиолокационной информации, размещенных на самолетах Ту-16РЦ, Ту-95РЦ (позднее на вертолетах Ка-25РЦ) и на кораблях. На самолетах размещалась авиационная радиолокационная система обнаружения морских целей и передачи сигналов на корабли, где осуществлялась обработка данных и выдавались целеуказания ракетному комплексу. В системе разведки и целеуказания, принятой на вооружение 1965 году, впервые была осуществлена передача с самолета-разведчика на корабль-носитель противокорабельных ракет радиолокационного изображения района осмотра в реальном масштабе времени. Таким образом, в СССР впервые в мире была создана разведывательно-ударная система (РУС), включающая средства разведки, ударное оружие и их носители (как морские, так и воздушные). Большая дальность полета Ту-95РЦ позволила вести разведку кораблей в море и выполнять задачи целеуказания на дальности до 7000 км.
    Использование разведывательно-ударного комплекса осуществлялось следующим образом: подводная лодка, находящаяся в заданном районе, после получения боевого распоряжения на применение ракетного оружия, подвсплывала на перископную глубину и устанавливала связь с самолетом разведки и целеуказания, который передавал на борт ПЛ радиолокационную информацию о надводных целях. Эта информация отображалась на экранах пульта оператора комплекса целеуказания лодки. Командир корабля анализировал целевую обстановку и назначал цель, по которой было необходимо определить координаты (пеленг и дальность). Затем эти данные вводились в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществлялась оценка досягаемости оружия и ожидаемой вероятности обнаружения цели радиолокационным визиром ракеты. На основе этой информации принималось окончательное решение на стрельбу. Лодка ложилась на боевой курс, выполняя предстартовую подготовку, после чего всплывала в надводное положение и производила ракетный залп (число ПКР в залпе - не более четырех).
    Управление полетом каждой ракеты в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. В случае отклонения отметки о заданном направлении оператор возвращал ПКР в плоскость стрельбы. При достижении ракетой расчетной дальности (выработанной корабельной системой управления) по команде операторов включались радиолокационные визиры ракет и передатчики радиоканала для трансляции полученной визирами информации. После захвата цели радиолокационным визиром ПКР она, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения (первоначально ракета самонаводилась лишь в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось ее пологое пикирование и за несколько километров до цели вводился и режим самонаведения в вертикальной плоскости).

Описание
Разработчик ЦКБМ
Обозначение комплекс П-6
ракета 4К88
Обозначение NATO SS-N-3 «Shaddock»
Первый пуск 23 декабря 1959
Тип ГСН инерциальная + радиолокационная
Тип ПУ СМ-77
КАСУ "Аргумент"
Подводные лодки-носители (номера проектов) 675, 675У, 683, 651, 651А, 610
Надводные корабли-носители (номера проектов) 901, 63
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 10,8
Размах крыла, м 2,5
Диаметр фюзеляжа II ступени, м 0,9
Высота, м 1,6
Стартовый вес, кг 5300
Масса пустой ракеты (II ступени), кг
Тип боеголовки фугасно-кумулятивная или ядерная (20 кт)
Масса БЧ, кг 800-1000
Силовая установка
Двигатель ТРД 4Д48
Тяга, кгс (кН)
Тип стартового двигателя ПРД
Тяга, кгс (кН) 40000
Летные данные
Скорость, м/с (М=) (1,3)
Дальность полета, км 15-250 (80-350)
Высота полета, м максимальная 400-7500
в районе цели 100
КВО, м

Схема ПКР П-6
 

Источники информации:

  1. Беспилотные летательные аппараты / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, Г.Ф.Петров, СПб, Невский бастион, 1999 /
  2. Крылатые ракеты - национальное оружие России / Г.А.Ефремов /
  3. Крылатая противокорабельная ракета П-35 (П-6) / ИС Ракетная техника /
  4. SS-N-3 SEPAL, SSC-1a SHADDOCK / FAS /
  5. Фото А.А.Бричевский

Рейтинг@Mail.ru Топ-100