Ракета «Оникс» / «Яхонт-А»
крылатая противокорабельная ракета
Противокорабельная крылатая ракета (ПКР) «Оникс» (3М55) предназначена для борьбы с надводными
военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного
огневого и радиоэлектронного противодействия.
Работы по созданию оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвертого поколения
начались в конце 70-х - начале 80-х гг. в НПО Машиностроения под руководством
генерального конструктора Г. Ефремова. В отличие от предшествующих отечественных ПКР, имеющих относительно узкую
«специализацию» по носителям, новый комплекс с самого начала задумывался как универсальный: его предполагалось размещать на
подводных лодках, надводных кораблях и катерах, самолетах и береговых пусковых
установках. По степени «универсальности» он должен был превзойти зарубежного «рекордсмена» в этой области - американскую ПКР «Гарпун».
Основное достоинство ракет семейства «Оникс» - сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой от
современных средств ПВО. ПКР оснащена автономной инерциальной системой
управления с системой навигации и радиолокационной головкой самонаведения.
«Яхонт» способен поразить боевой частью массой 200-300 кг современный боевой корабль класса «крейсер» на дальности до 300 км. Несколько ракет могут уничтожить авианосец.
Поскольку дальность пуска ракеты (300 км) не превышает ограничений по договору о РКРТ, ракета имеет большой экспортный потенциал.
Экспортный вариант ракеты носит наименование «Яхонт».
На авиасалонах МАКС-99 и -2001 были продемонстрированы авиационные варианты «Яхонт».
Авиационный вариант «Яхонта» при сохранении или некотором улучшении основных тактико-технических характеристик
базового «корабельно-наземного» варианта (максимальная дальность 300 км, диапазон
крейсерских скоростей 2,0-2,6 М, максимальная высота полета до 15 км) имеет
значительно меньшую стартовую массу (2550 кг). Воздухозаборник и сопло закрыты
сбрасываемыми после старта обтекателями (внешне именно носовой обтекатель отличает авиационный вариант от корабельного). Все это уменьшает
аэродинамическое сопротивление ПКР на внешней подвеске самолета и позволяет
вооружать новыми ракетами летательные аппараты практически всех классов, в том
числе и легкие истребители. ПКР в этом случае подвешивается под носитель с раскрытыми крыльями и рулями по схеме «Х».
Полет штатно идет по «+», т.е. введен разворот по крену.
Планировалось, что истребитель МиГ-29К сможет нести на подкрыльевых узлах подвески две ракеты «Яхонт». Боекомплект истребителя Су-33
увеличен до трех ракет. Дальний патрульный самолет Ту-142 мог бы нести восемь ПКР. В последнем случае высокая плотность залпа позволяет наносить эффективные удары
по корабельным группам, имеющим мощную ПВО. Причем применять ракеты можно будет не только против морских целей, но и наносить удары по береговым объектам.
На МАКСе-2001 впервые обнародованы сведения о системе вооружения авиационного базирования с
ПКР «Яхонт-А». Она предназначена для поражения надводных кораблей различных классов, следующих в составе соединений и одиночно. В ходе
работы выставки было объявлено, что выполнено примерно 50% работ по проектированию новой ракеты. Предполагается, что
на многоцелевой истребитель Су-30СМ будет подвешиваться до трех «Яхонт-А» (СМ314А). Важно отметить: авиационный вариант ракеты способен вести поиск цели своими средствами, что существенно расширяет
перечень носителей новой ракеты.
На международном авиасалоне Dubai Airshow 2017 директор совместного предприятия BrahMos Aerospace с российской стороны Александр Максичев сообщил,
что в январе 2018 года начнутся поставки авиационных крылатых ракет (КР) «БраМос» (российско-индийский вариант «Яхонта») для оснащения боевых самолетов ВВС Индии - Су-30МКИ.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | НПО машиностроения | |
Обозначение | комплекс | «Яхонт-А» |
ракета | 3М55Э (?) | |
Обозначение NATO | ||
Первый пуск | ||
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина, м | 6,1 | |
Размах крыла, м | 1,7 | |
Диаметр, м | 0,7 | |
Стартовый вес, кг | 2500 | |
Силовая установка | ||
Маршевый двигатель | СПВРД | |
Тяга, кгс (кН) | 4000 | |
Масса КС, кг | 200 | |
Летные данные | ||
Скорость, м/с (М=) | на высоте | 750 (2,6) |
у земли | (2) | |
Дальность пуска, км | по комбинированной траектории | до 300 |
по низковысотной траектории | до 120 | |
Высота полета, м | на маршевом участке | 14000 |
на низковысотной траектории | 10-15 | |
у цели | 5-15 | |
Система управления | автономная с инерциальной системой навигации и радиолокационной головкой самонаведения | |
ГСН | дальность действия, км | до 80 |
угол захвата цели, град | +/- 45 | |
масса,кг | 89 | |
время готовности,мин | 2 | |
Тип боеголовки | проникающая | |
Масса БЧ, кг | 200 (250) | |
Боеготовность комплекса к пуску из холодного состояния аппаратуры носителя, мин | 4 | |
Время межрегламентных проверок, год | 3 | |
Гарантийный срок эксплуатации, год | 7 |
Источники информации:
- «Отечественные авиационные тактические ракеты» / А.В.Карпенко, С.М. Ганин, «Бастион» N1, 2000г. /
- Противокорабельная ракета «Яхонт» («Оникс») / Ракетная техника /
- Один «Яхонт» в двух оправах / В.Ильин, С.Борисов, Независимое военное обозрение от 07.04.2000 /
- «Длинные руки для авиации и флота»/ Независимое военное обозрение от 28.09.2001 /
- ПКР Яхонт / Форумы Авиабазы =Kron= /