НПОмаш

Ракета «Оникс» / «Яхонт-А»
крылатая противокорабельная ракета

    Противокорабельная крылатая ракета (ПКР) «Оникс» (3М55) предназначена для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия.МАКС-99 - Х-61 в комплекте вооружения МиГ-29
    Работы по созданию оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвертого поколения начались в конце 70-х - начале 80-х гг. в НПО Машиностроения под руководством генерального конструктора Г. Ефремова. В отличие от предшествующих отечественных ПКР, имеющих относительно узкую «специализацию» по носителям, новый комплекс с самого начала задумывался как универсальный: его предполагалось размещать на подводных лодках, надводных кораблях и катерах, самолетах и береговых пусковых установках. По степени «универсальности» он должен был превзойти зарубежного «рекордсмена» в этой области - американскую ПКР «Гарпун».
    Основное достоинство ракет семейства «Оникс» - сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой от современных средств ПВО. ПКР оснащена автономной инерциальной системой управления с системой навигации и радиолокационной головкой самонаведения. «Яхонт» способен поразить боевой частью массой 200-300 кг современный боевой корабль класса «крейсер» на дальности до 300 км. Несколько ракет могут уничтожить авианосец. Х-61 в комплекте вооружения Су-33
    Поскольку дальность пуска ракеты (300 км) не превышает ограничений по договору о РКРТ, ракета имеет большой экспортный потенциал. Экспортный вариант ракеты носит наименование «Яхонт».
    На авиасалонах МАКС-99 и -2001 были продемонстрированы авиационные варианты «Яхонт».
    Авиационный вариант «Яхонта» при сохранении или некотором улучшении основных тактико-технических характеристик базового «корабельно-наземного» варианта (максимальная дальность 300 км, диапазон крейсерских скоростей 2,0-2,6 М, максимальная высота полета до 15 км) имеет значительно меньшую стартовую массу (2550 кг). Воздухозаборник и сопло закрыты сбрасываемыми после старта обтекателями (внешне именно носовой обтекатель отличает авиационный вариант от корабельного). Все это уменьшает аэродинамическое сопротивление ПКР на внешней подвеске самолета и позволяет вооружать новыми ракетами летательные аппараты практически всех классов, в том числе и легкие истребители. ПКР в этом случае подвешивается под носитель с раскрытыми крыльями и рулями по схеме «Х». Полет штатно идет по «+», т.е. введен разворот по крену.МАКС-99 - Х-61 в комплекте вооружения Су-33
    Планировалось, что истребитель МиГ-29К сможет нести на подкрыльевых узлах подвески две ракеты «Яхонт». Боекомплект истребителя Су-33 увеличен до трех ракет. Дальний патрульный самолет Ту-142 мог бы нести восемь ПКР. В последнем случае высокая плотность залпа позволяет наносить эффективные удары по корабельным группам, имеющим мощную ПВО. Причем применять ракеты можно будет не только против морских целей, но и наносить удары по береговым объектам.
    На МАКСе-2001 впервые обнародованы сведения о системе вооружения авиационного базирования с ПКР «Яхонт-А». Она предназначена для поражения надводных кораблей различных классов, следующих в составе соединений и одиночно. В ходе работы выставки было объявлено, что выполнено примерно 50% работ по проектированию новой ракеты. Предполагается, что на многоцелевой истребитель Су-30СМ будет подвешиваться до трех «Яхонт-А» (СМ314А). Важно отметить: авиационный вариант ракеты способен вести поиск цели своими средствами, что существенно расширяет перечень носителей новой ракеты.
    На международном авиасалоне Dubai Airshow 2017 директор совместного предприятия BrahMos Aerospace с российской стороны Александр Максичев сообщил, что в январе 2018 года начнутся поставки авиационных крылатых ракет (КР) «БраМос» (российско-индийский вариант «Яхонта») для оснащения боевых самолетов ВВС Индии - Су-30МКИ.

Яхонт-М

Описание
Разработчик НПО машиностроения
Обозначение комплекс «Яхонт-А»
ракета 3М55Э (?)
Обозначение NATO  
Первый пуск  
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 6,1
Размах крыла, м 1,7
Диаметр, м 0,7
Стартовый вес, кг 2500
Силовая установка
Маршевый двигатель СПВРД
Тяга, кгс (кН) 4000
Масса КС, кг 200
Летные данные
Скорость, м/с (М=) на высоте 750 (2,6)
у земли (2)
Дальность пуска, км по комбинированной траектории до 300
по низковысотной траектории до 120
Высота полета, м на маршевом участке 14000
на низковысотной траектории 10-15
у цели 5-15
 
Система управления автономная с инерциальной системой навигации и радиолокационной головкой самонаведения
ГСН дальность действия, км до 80
угол захвата цели, град +/- 45
масса,кг 89
время готовности,мин 2
Тип боеголовки проникающая
Масса БЧ, кг 200 (250)
Боеготовность комплекса к пуску из холодного состояния аппаратуры носителя, мин 4
Время межрегламентных проверок, год 3
Гарантийный срок эксплуатации, год 7

Источники информации:

  1. «Отечественные авиационные тактические ракеты» / А.В.Карпенко, С.М. Ганин, «Бастион» N1, 2000г. /
  2. Противокорабельная ракета «Яхонт» («Оникс») / Ракетная техника /
  3. Один «Яхонт» в двух оправах / В.Ильин, С.Борисов, Независимое военное обозрение от 07.04.2000 /
  4. «Длинные руки для авиации и флота»/ Независимое военное обозрение от 28.09.2001 /
  5. ПКР Яхонт / Форумы Авиабазы =Kron= /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100