ОКБ Д.П.Григоровича

КБ ГАЗ-1 (1924-25)
ОМОС (1925-27)
ОПО-3 (1927-28)
ЦКБ-39 (1929-37)
ОКБ-153 (1938)

    ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Павлович (6.02.1883 - 26.07.1938) – Один из первых российских и советских авиаконструкторов. В 1909 г. окончил Киевский политехнический институт. С 1912 работал техническим директором завода Первого Российского общества воздухоплавания. В 1913 г. сконструировал свою первую летающую лодку М-1. После постройки экспериментальных летающих лодок М-2, М-3, М-4, он создал летающую лодку М-5, которая уже 12 апреля 1915 г. совершила первый боевой вылет. Серийная постройка М-5 продолжалась до 1923 г. Было выпущено ок.300 машин. Через 2 года построил летающую лодку М-9, вооруженную пушкой, а в 1916 г. - первый в мире гидросамолет-истребитель собственной конструкции М-11. С 1 июля 1917 Григорович возглавляет свой авиастроительный завод, который был 13 марта 1918 национализирован. Григорович уезжает в Севастополь.
    В 1922 г. он возвращается в Москву. При содействии А.П.Онуфриева, зам. нач.ГУ ВВФ, Григорович получает задание на проектирование морского разведчика М-22. В выделенной ему квартире на Садово-Кудринской стал создавать КБ. К концу осени 1923 г. Григорович сумел выпустить два первых Р-1: «Московский большевик» и «Имени Известий ВЦИК». Он был назначен начальником КБ и тех. директором ГАЗ-1 (бывший «Дукс»), где должен был завершить внедрение в производство Р-1. В октябре начаты испытания первого советского истребителя И-1. В развитие М-9бис были построены летающие лодки М-24, М-24бис. Осенью 1924 был разработан истребитель И-2, который как и И-2бис выпускался серийно (более 200 машин).
    В конце 1924 Григорович. поссорился с Немцовым, директором ГАЗ-1 и переехал в Ленинград на завод «Красный летчик». Завод пострадал от наводнения и Григорович многое сделал, чтобы возродить его. Здесь он организует отдел морского опытного самолетостроения (ОМОС).
    В конце 1927 коллектив ОМОС переведен в Москву и получил название ОПО-3 (опытный отдел-3).
    Летом 1928 г. в Севастополе проходили испытания разведчики открытого моря РОМ-1 и РОМ-2. А 1 сентября Д.П.Григорович был арестован ГПУ в своем рабочем кабинете «за вредительство». Испытания РОМ - прервались. Морскими самолетами занялся приглашенный Авиатрестом из Франции конструктор Ришар, а позднее И.В.Четвериков и Г.М.Бериев. 20 сентября 1929 г. Особым совещанием при коллегии ОГПУ осуждён по ст.58-7 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы, но постановлением Коллегии ОГПУ от 30.04.1931г. он был от отбытия наказания освобождён досрочно. (реабилитирован только 18.10.1991 г. как жертва политических репрессий). С декабря 1929 по 1931 г. Григорович работал в ЦКБ-39 ОГПУ совместно с Н.Н.Поликарповым. Ими в апреле 1930 был создан истребитель И-5, также пошедший в серию (ок.800). Был построен двухместный истребитель ДИ-3, штурмовики ЛШ, ТШ-1, ТШ-2, ШОН, бомбардировщик ТБ-5 и МДР-3.
    В 1930 ЦКБ получает задание разработать специальный истребитель под динамореактивные пушки (ДРП) Курчевского. К лету 1931 под руководством Григоровича был создан истребители И-7 (И-Z), выпускавшийся в 1933-35 гг. серийно (70 самолетов). В 1934 г. Д.П.Григорович выпускает новый пушечный истребитель ИП-1 (заводское обозначение ДГ-52), ознаменовавший собой уже качественно новый уровень развития пушечного истребителя. Он являлся скоростным свободнонесущим монопланом цельнометаллической конструкции. Начиналось его серийное производство. Но в ходе испытаний в НИИ ВВС было выявлено, что ИП-1 обладает плохими штопорными свойствами и его производство было прекращено. К тому же пушки АПК имели довольно неудачную конструкцию, после 300 - 500 выстрелов самолет требовал заводского ремонта. В феврале 1936 все работы по пушкам АПК были прекращены, а в 1937 Курчевский был репрессирован. Весной 1936 прикрыли и КБ Григоровича.
    Летом 1936 Григорович работает в ГУАП начальником морского отдела и в конце года был назначен главным конструктором.
    Одним из последних проектов был разведчик/бомбардировщик ДГ-58Р (1937) по теме «Иванов», закрытый после смерти Д.П.Григоровича.
    1 февраля 1938 приказом ГУАП было организовано ОКБ-153 на 153 заводе в Новосибирске в основном из 20 специалистов ОКБ Д.П.Григоровича, приехавших из Москвы и привлеченных квартирами, окладами и должностями. После болезни (белокровие) и скоропостижной смерти Григоровича, его ОКБ возглавил А.В.Сильванский (Алевас) - зять М.М.Кагановича. Проект Сильванского - истребитель И-220 оказывается авантюрой.
    Всего Григоровичем было создано 80 самолетов различных типов. Под его руководством работали С.П.Королев, С.А.Лавочкин, Н.И.Камов, Г.М.Бериев, И.В.Четвериков, В.Б.Шавров, М.И.Гуревич, ставшие впоследствии известными конструкторами авиационной и ракетной техники. После основания МАИ Григорович возглавил кафедру конструкции самолетов.

Литература:

  1. «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
  2. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ САМОЛЕТ ПОГУБИЛИ ИНТРИГИ / Александр Яворский, НВО № 20 (193), 9.06.2000 /

Самолеты ОКБ Д.П.Григоровича

Рейтинг@Mail.ru Топ-100