ОКБ С.В.Ильюшина
ОКБ С.В.Ильюшина
АНТК им.С.В.Ильюшина
125190 Россия, г.Москва, Ленинградский пр-т, 45-Г
ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович (31.03.1894 - 9.02.1977) – советский авиаконструктор,
академик АН СССР (1968), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), трижды Герой
Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). В Советской Армии с 1919, сначала авиамеханик, затем военком, а
с 1921 г. начальником авиаремонтного поезда.
Окончил Военно-воздушную академию им. профессора Н.Е.Жуковского (1926; ныне ВВИА). За время обучения в
академии построил три планёра. Последний из них – "Москва" на состязаниях в Германии
получил первый приз за продолжительность полёта. После окончания академии руководитель секции
научно–технического комитета ВВС. Затем работал на научно-исследовательском аэродроме ВВС. С 1931
начальник ЦКБ ЦАГИ. В 1933 возглавил ЦКБ при московском заводе им. В.Р. Менжинского,
впоследствии ставшее КБ Ильюшина, деятельность которого была связана с развитием штурмовой,
бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации. С 1935 г. Ильюшин – главный конструктор, в
1956-70 гг.– генеральный конструктор. Создал свою школу в самолётостроении. Под его руководством
созданы строившиеся серийно штурмовики Ил-2, Ил-10, бомбардировщики Ил-4, Ил-28, пассажирские самолёты
Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, а также ряд опытных и экспериментальных самолётов. Штурмовики
Ильюшина во время Великой Отечественной войны составили основу советской штурмовой авиации
как нового рода авиации, тесно взаимодействующего с наземными войсками. Ил-2
- один из массовых самолётов военного периода. При его создании Ильюшину удалось решить многие
научно-технические проблемы, в т. ч. использовать броню в качестве силовой конструкции самолёта,
разработать технологию изготовления броневого корпуса с большой кривизной обводов и др. Ильюшин
большое внимание уделял экономическим вопросам строительства самолётов. Например, реактивный
фронтовой бомбардировщик Ил-28 по трудоёмкости постройки приближался к истребителям. При его
создании удалось хорошо увязать лётно-технические характеристики с пилотажными,
средства поражения и средства защиты с общим весовым балансом самолёта. Рациональные,
прогрессивные методы проектирования Ильюшин использовал и при создании пассажирских
самолётов. Ил-18 – первый советский пассажирский самолёт, который нашёл широкий спрос на мировом
авиационном рынке. В Ил-62 Ильюшин применил принципиально новую схему шасси, которая
используется в ряде ведущих промышленных стран мира.
Ильюшину присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ. Депутат ВС СССР в 1937-70 гг. Ленинская
премия (1960), Государственные премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). Награжден 8 орденами Ленина,
орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й
степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Бронзовые бюсты
Ильюшина установлены в Москве и Вологде. Имя Ильюшина носит Московский машиностроительный
завод.
НОВОЖИЛОВ Генрих Васильевич (27.10.1925)
Ливанов Виктор Владимирович (1943-2014)
Литература:
Асташенков П.Т. Конструктор легендарных Илов, М., 1972;
Новожилов Г.В., Ученый и конструктор С.В.Ильюшин, М., 1978;
Пономарёв А.Н. Конструктор С.В.Ильюшин, М., 1988.