ОКБ Камова

Ка-226
Многоцелевой вертолет

    Многоцелевой вертолет Ка-226 предназначен для перевозки людей и грузов, а также обеспечения решения широкого спектра задач в интересах различных ведомств и эксплуатантов. Вертолет с комплексом современного бортового оборудования соответствует национальным авиационным нормам, а также американским FAR по категориям А и В.Ка-226 в цеху ПО "Стрела"
    Создание этой машины началось на фирме «Камов» в 1990 году, а непосредственно она стала разрабатываться в 1994-1995 годах, когда был сделан первый эскизный проект. Вертолет предназначен для замены парка вертолетов типа Ми-2 и Ка-26 (выпущено 860 машин), который по техническому состоянию должен быть почти полностью списан к 2002 году. Вертолет Ка-226 является двухдвигательной модификацией вертолета Ка-126, который так и не дошел до серийного производства из-за того, что кондиции двигателя, заложенные при его разработке, так и не были достигнуты. Установка двух двигателей переводит Ка-226, в отличие от его предшественника, в класс вертолетов с высоким уровнем безопасности. Это позволяет использовать его для полетов над водной поверхностью и в черте города, спасательных работ и т.п. В случае отказа одного двигателя на Ка-226 обеспечивается полет с набором высоты.
    Вертолет «унаследовал» все самое лучшее от своего предшественника - Ка-26: простую технику пилотирования, низкий уровень вибраций, надежность, безопасность полетов и неприхотливость в эксплуатации. Модернизация вертолета включает замену поршневых двигателей на газотурбинные, установку новых, аэродинамически более совершенных, несущих винтов, размещение нового бортового комплекса оборудования и создания комфортных условий для пилота и пассажиров. Конструкция и технология изготовления Ка-226 отвечает современным требованиям производства, обеспечивающим достижение больших сроков службы.
    Соосная схема обеспечивает Ка-226 высокую маневренность, а также отсутствие неприятностей, обусловленных рулевым винтом у одновинтового вертолета в случае маневрирования вблизи препятствий и, особенно, при неспокойном (турбулентном) состоянии атмосферы.
    Базовая модель вертолета Ка-226 предназначена для перевозки людей и транспортировки грузов.
    Быстросъемная транспортная кабина легко демонтируется и на ее место оперативно устанавливаются различные модули, оснащенные специальным оборудованием.
    Защита эскизного проекта и макета нового вертолета состоялась в 1996 г., а в 1997 г. началась постройка первого опытного образца.
    Для сокращения времени и снижения затрат работы по созданию вертолета были разбиты на два этапа: на первом – постройка летных образцов осуществлялась путем доработки серийных Ка-126 под установку двигателей Аллисон 250-С20В (420 л.с.). При этом штатные системы и оборудование, не связанные с силовой установкой, должны были оставаться неизменными. На втором этапе осуществлялась постройка серийных вертолетов, полностью отвечающих требованиям АП-29 и FAR-29. При этом машина должна получить более мощные двигатели Аллисон 250-С20R/2 (SR) (450 л.с.), новую несущую систему, автопилот и другое оборудование. Ка-226
    В 1994 году ОКБ Камова и оренбургское ПО «Стрела» начали постройку вертолетов Ка-226 с двумя газотурбинными двигателями Allison-250-С20В. В Оренбург перебазировали 3 вертолета Ка-126 и передали конструкторскую документацию на доработку этих вертолетов в Ка-226. Руководить работами, связанными с созданием Ка-226, в ОКБ поручили главному конструктору Е.Г.Паку, в 1995 году заместителем главного конструктора по этой теме назначили А.Л.Пирожникова, ведущим конструктором - А.А.Ружича, представителем главного конструктора на ПО «Стрела» - С.И.Стеценко. С 1998 года доводку вертолета Ка-226 возглавляет начальник КБ Л.П.Ширяев.
    По словам Генерального конструктора фирмы Камов Сергея Михеева, создание вертолета Ка-226 было бы невозможно без оказания очень существенной и быстрой помощи в 1996 году со стороны МЧС РФ. Посещение ОКБ в 1996 году министром МЧС г-ном Шойгу и осмотр им макета вертолета решили вопрос о возможности участия МЧС в создании Ка-226 в пользу такого участия. Модификация для спасателей получила обозначение Ка-226А. Контракт на поставку 5 этих машин на сумму 187 млн.руб. был заключен в 1999 году. Вертолет предполагается использовать в качестве «воздушного спасателя», главным образом, в крупных городах. Кроме того, не исключается возможность использования машины в Вооруженных силах РФ (в частности, в качестве учебно-тренировочного). Заинтересованность в новом вертолете выразили также Федеральная пограничная служба России, Государственный таможенный комитет, Правительство г. Москвы, концерн «Газпром» и другие потенциальные заказчики.
    Опытный экземпляр Ка-226 был оснащен пилотажно-навигационным и связным оборудованием американской фирмы «Эллайд Сигнал», совместимым как с российскими, так и зарубежными аэродромными радионавигационными комплексами. Оно отвечает требованиям международных стандартов и хорошо зарекомендовало себя на таких машинах, как Белл 206, Во-105, ВК-117 и других. В состав БРЭО входит, в частности, приемник спутниковой навигационной системы KLN 90В.Ка-226
    27 декабря 1996 года завершилась работа макетной комиссии, давшей «путевку в жизнь» новому многоцелевому вертолету Ка-226. Это была первая макетная комиссия, проведенная новым российским авиационным регистром.
    4 сентября 1997 года на летно-испытательной станции в Люберцах летчик-испытатель В.А.Лавров совершил первый показательный полет на Ка-226. В 1999 году на ПО «Стрела» завершилась сборка второго опытного летного образца вертолета Ка-226, который в мае 2000 года после проведения запланированных наземных испытаний был передан в ОКБ для подготовки и проведения летных испытаний.
    Публичным полетом 28 марта 2001 с подмосковного аэродрома (ремзавод «Черное») начались сертификационные испытания Ка-226 с их завершением в 2002 году после проведения около 300 полетов.
    С 1997 года серийное изготовление Ка-226 в кооперации с производственным объединением «Стрела» ведет Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП): проведена подготовка производства вертолета, а также лопастей несущих винтов, транспортной кабины, хвостового оперения и других агрегатов. Параллельно с серийным производством ведется конструкторская доработка модели, поскольку при сборке первой машины был обнаружен дефект в лопастях. Построены первые машины установочной серии, идет проверка их соответствия техническим требованиям.
    КумАПП освоило серийное производство таких сложных вертолетных агрегатов как втулки несущего винта и сами несущие винты для легких вертолетов Ка-226. Ранее эти агрегаты изготавливались на предприятиях-смежниках и в целях сокращения стоимости агрегатов и вертолета в целом было произведено их освоение на КумАПП. Все 3 опытных вертолета Ка-226, проходящие сертификационные летные испытания, были оснащены новыми втулками и винтами, причем третий вертолет, построенный в 2002 в Кумертау, уже ими оснащен, а 2 других вертолета прошли переоборудование.
    Модульность конструкции аппарата позволяет быстро разрабатывать новые варианты применения Ка-226. Разработаны медицинский, учебный, патрульный и для охраны порядка(милиции) варианты. Для министерства по чрезвычайным происшествиям построен аварийно-спасательный вариант Ка-226А.Ка-226. Полет 28 марта 2001 года, ремзавод "Черное".
    В 2001 г. Ка-226 наряду с вертолетами Ми-2А и «Ансат» принимал участие в конкурсе на вертолет первоначального обучения. В сентябре он уступил победу «Ансату».
    Фирма «Камов» в перспективе будет предлагать на авиарынке вертолеты Ка-226 с различными двигателями. В частности, соглашением с компанией «Snecma», заключенным на МАКС-2001, предусмотрена по желанию заказчика установка двигателей Arrius 2G мощностью 670 л.с. Избыточность мощности двигателей будет направлена на реализацию повышения характеристик вертолета Ка-226 в условиях высокогорья и высоких температур в странах с жарким климатом. В целях снижения цены вертолета и улучшения его потребительских свойств на Ка-226 планируется установка и двигателей, производство которых будет вестись в России или в условиях участия российских предприятий в кооперационных поставках. К таким двигателям относятся двигатели разработки Запорожского МКБ «Прогресс» АИ-450 мощностью примерно 450 л.с. и разработки ГУНПП «Завод им. Климова» ВК-800 мощностью до 800 л.с.
    Цена вертолета Ка-226 в базовом варианте составляет 1,3-1,5 млн. долл. Цена двигателей зарубежного производства для вертолета класса Ка-226 составляет примерно от 195 до 300 тыс. долл. Двигатели типа АИ-450 и ВК-800 будут значительно дешевле зарубежных - их цена ориентировочно составит 200 тысяч долл. Применение АИ-450 или ВК-800 существенно упростит эксплуатацию и удешевит ремонт вертолетов Ка-226 в России.
    В октябре 2001 была окончательно оформлена сделка о поставке 50 вертолетов Ка-226 ОАО «Газпром». Стоимость контракта превышает 50 млн долл. Поставка вертолетов «Газпрому» будет осуществляться несколькими партиями в период с 2002 года по 2007 год. Первая партия вертолетов Ка-226 с двигателями фирмы Ролсс-Ройс в количестве 22 машин будет осуществлена до 2005 года. Последующие вертолеты могут быть оснащены иными двигателями, в том числе отечественного производства.
    Первые вертолеты «Газпрому» будут поставлены в транспортном варианте. Затем придет очередь поставки вертолетов в варианте для мониторинга газопроводов (сегодня разрабатывается эскизный проект бортового оборудования для проведения мониторинга), а позже - и в варианте аварийно-спасательном и других вариантах использования. Первый экземпляр Ка-226 на МАКС-2001
    Первые 2 из 5 заказанных Ка-226А в аварийно-спасательном варианте МЧС получил в 2002 году. В 2003 велась отработка технологий применения этих вертолетов в интересах работ МЧС РФ.
    В 2003 году предприятия выполняют заказ по поставке вертолетов Ка-226 для Газпрома и правительства Москвы по условиям опционов.
    По оценкам генерального конструктора фирмы «Камов» Сергея Михеева, потребность только России в вертолетах Ка-226 до 2010 г. составляет порядка 1000 машин. Вертолет включен в “Программу развития авиации России до 2015 года”.
    Ка-226 сертифицируется по транспортным категориям «А» и «В» норм летной годности МАК АП-29 и FAR-29 для визуальных полетов и полетов по приборам, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В августе 2003 Межгосударственный авиационный комитет (МАК) выдал временный сертификат типа на вертолет Ка-226 разработки фирмы «Камов». Вертолет сертифицирован на соответствие действующим в России современными требованиями к летной годности и требованиям по защите окружающей среды. В настоящее время фирма «Камов» совместно с МАК проводит работы по сертификации вертолета Ка-226 в США по американским нормам летной годности.
    В 2008 году была разработана модификация Ка-226Т. Ка-226Т оснащен двумя газотурбинными двигателями Arrius 2G1 французского производителя Safran. Вместе с главным редуктором ВР-226Н двигатели обеспечивают взлетную мощность в 580 л. с., что на 130 л. с. больше, чем у базового Ка-226. Это позволило улучшить летные характеристики вертолета, увеличить высоту и скорость подъема, а также вес перевозимого груза.
    В 2015 году между Россией и Индией было заключено соглашение о поставке 200 вертолетов Ка-226Т. Контракт предусматривает передачу 40 машин российской сборки, а остальные вертолеты будут собираться в Индии. В мае 2017 года холдинг «Вертолеты России», «Рособоронэкспорт» и индийская корпорация HAL зарегистрировали совместное предприятие Indo-Russian Helicopters Limited, которое занимается вопросами локализации производства Ка-226Т.

Источники информации:

  1. Ка-226 / ОКБ Камов /
  2. Ка-226 / ПО Стрела /
  3. Ка-226 / Авиабаза /
  4. Ка-226 / ВАС /
  5. Основные характеристики легкого вертолета Ка-226 / «Гражданская Защита» /
  6. Вертолеты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя, М.: АО "Редакция журнала "Бумеранг" при участии фирмы "Апрель", 1994 /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100