ОКБ им.Лавочкина

ОКБ С.А.Лавочкина

С.А.Лавочкин

НПО им.С.А.Лавочкина
Химки, Московская обл.

    ЛАВОЧКИН Семён Алексеевич (11.09.1900 - 9.06.1960) – советский авиаконструктор, член-корр. АН СССР (1958), генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), дважды Герой Соц. Труда (1943, 1956). Окончил МВТУ (1927). После защиты дипломного проекта Лавочкина направили в КБ Ришара. Проработал он там недолго - ушел вместе с заместителем Ришара, Лавилем, в БНК (Бюро новых конструкций). После закрытия бюро Семена Алексеевича перевели в ЦКБ, в бригаду В.А.Чижевского. Еще через год он попал в КБ Д.П.Григоровича, а потом его «сманил» к себе Л.В.Курчевский, предложив вместе с С.Н.Люшиным разработать пушечный истребитель - ЛЛ. Там Лавочкина приметил Туполев и пригласил работать в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП). С 1939 главный конструктор по самолётостроению, с 1956 - генеральный конструктор.
    В 1940 совместно с М.И.Гудковым и В.П.Горбуновым представил на испытания истребитель ЛаГГ-1(И-22), который после доработок был запущен в серию под наименованием ЛаГГ-3 (И-301). При их разработке Лавочкин впервые в СССР широко использовал новый особо прочный материал – дельта-древесину.
    Переделка ЛаГГ под более мощный двигатель Шевцова АШ-82 спасла самолет от снятия с серийного производства. В сентябре 1942 первые серийные Ла-5 были переброшены в район Сталинграда. Дальнейшим развитием этого самолета стали истребители Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, широко применявшиеся в годы Великой Отечественной войны. Надёжный двигатель воздушного охлаждения, имевший высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полёта, обеспечивал также и надёжную защиту лётчика в передней полусфере обстрела. На истребителях конструкции Лавочкина И.Н.Кожедуб сбил 62 фашистских самолёта.
    Развитием Ла-7 стали фронтовой истребитель Ла-9 и цельнометаллический истребитель сопровождения Ла-11, выпускавшиеся во 2-й половине 40-х годов большой серией.
    Уже в июле-августе 1942 на ЛаГГ-3 пробуют устанавливать ПВРД конструкции М.М.Бондарюка. В созданном в конце 1943 г. филиале КБ под руководством С.М.Алексеева на Ла-7 и Ла-9 были испытаны различные хвостовые ускорители: ЖРД РД-1Х3 В.П.Глушко, ПВРД И.А.Меркулова и ПуВРД В.Н.Челомея. С 1944 проектируется первый в СССР истребитель с ТРД С-18 А.М.Люльки - Ла-ВРД.
    В послевоенные годы под руководством Лавочкина создан ряд реактивных серийных и экспериментальных истребителей, в т.ч. Ла-160 - первый отечественный самолёт со стреловидным крылом и Ла-176, на котором впервые в СССР 26 декабря 1948 была достигнута скорость полёта, равная скорости звука. Истребитель Ла-15, выпущенный малой серией (500 машин), стал последним серийным самолетом Лавочкина.
    Под руководством Лавочкина был создан ряд образцов ракетной техники. В сентябре 1950 рамках проекта «Беркут» (ПВО Москвы) в ОКБ-301 начались работы над зенитной ракетой В-300 («205») для комплекса «Беркут» средней дальности, и авиационной Г-300 («210») для Ту-4. Уже 25 июля 1951г. на Государственном центральном полигоне, расположенном невдалеке от Капустина Яра, произвели первый пуск ракеты «205». А в течение 1954-55 систему, переименованную в С-25, приняли на вооружение и поставили на опытное дежурство. В 1955 г. ОКБ С.Лавочкина приступило к проектированию зенитной ракеты для системы «Даль». Ей присвоили заводской индекс «400». В 1958-62 гг. она прошла испытания, но не была принята на вооружение.
    В 1954-56 гг. была разработана и с 1957 по 1960 испытана сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета «Буря» (Ла-Х, «изделие 350»). Это был первый в СССР аппарат, способный к длительному полету в атмосфере со скоростью М=3,1-3,2 !
    Но 9 июня 1960 С.А.Лавочкин скоропостижно скончался от сердечного приступа на полигоне в Сары-Шагане, где проходили испытания его ЗУР «400». После выступления Н.С.Хрущева в декабре 1960 на Сессии Верховного Совета о нецелесообразности развития авиации, вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое прекращало все работы по новым перспективным самолетам. В ОКБ Лавочкина была закрыта работа над всепогодным перехватчиком Ла-250 «Анаконда» и МКР «Буря», а само КБ передавалось во вновь образующееся Министерство общего машиностроения.
    Депутат ВС СССР с 1950. Государственные премии СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 1-й и 2-й степ., медалями. Имя Лавочкина носит НПО, образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Бронзовый бюст в Смоленске.

    С конца декабря 1962 г. до ноября 1964-го ОКБ и опытный завод им.С.А.Лавочкина были временно разделены и полностью переориентированы на тематику ОКБ-52 В.Н.Челомея, причем ОКБ стало называться филиалом N`3 ОКБ-52.

    БАБАКИН Георгий Николаевич (1914-1971) – советский ученый и конструктор в области космической техники, член-корреспондент АН СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1970). Главный конструктор Машиностроительного завода им. С.А.Лавочкина. (1965-1971).

    КРЮКОВ Сергей Сергеевич - в 1971-77 гг. главный конструктор Машиностроительного завода им. С.А.Лавочкина.

КОВТУНЕНКО Вячеслав Михайлович (1921-1995) - ученый и конструктор космической техники, Герой Социалистического Труда, член-корреспондент Российской и Украинской академий наук, доктор технических наук, профессор.

КУЛИКОВ Станислав Данилович (16.05.1936–26.11.2005) - в 1996-1997 – генеральный конструктор НПО им. С.А. Лавочкина. В 1997–2003 - генеральный конструктор и генеральный директор НПО им. С.А. Лавочкина. Доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии, , член РАКЦ, заслуженный машиностроитель РФ. Прошел в НПО путь от инженера до генерального директора. При Куликове были созданы такие космические аппараты как "Купон", серия космических аппаратов по заказу Минобороны РФ, российский космический аппарат дистанционного зондирования Земли из космоса «Аркон-1», новый разгонный блок «Фрегат». "Этот разгонный блок единственный из всех допускает многоразовое включение своих двигателей в космосе - до 20 раз", - отметил представитель НПО. В этот период начались и до сих пор ведутся работы по созданию внеатмосферной астрофизической обсерватории "Спектр".

Литература:

Самолеты ОКБ С.А.Лавочкина

Рейтинг@Mail.ru Топ-100