ОКБ им.Лавочкина

Изделие «350» «Буря»
стратегическая крылатая ракета

МКР "Буря" на ПУ (полигон Капустин Яр)     Ракета «350» проектировалась по нормальной самолетной схеме со среднерасположенным треугольным крылом с углом стреловидности по передней кромке 70о и тонким сверхзвуковым профилем. Корпус ракеты имел цилиндрическую форму, немного суженную спереди и сзади, внутри его по всей длине проходил канал воздухозаборника маршевого сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивным двигателем (СПВРД) РД-012 конструкции ОКБ-670 М.М.Бондарюка. Двигатель обеспечивал тягу 7,75 тонны. Передняя часть корпуса представляла собой сверхзвуковой диффузор с трехступенчатым конусом. Боевая часть размещалась в центральном теле сверхзвукового диффузора в носовой части корпуса. На ракете были установлены топливные баки кольцевой формы, которые окружали канал воздуховода.
    В конструкции «Бури» широко использовался титан, а также другие термостойкие материалы, применявшиеся для герметизации, различных покрытий, изоляции, остекления и т.д.
    На крестообразном хвостовом оперении были размещены аэродинамические рули. Система управления находилась в охлаждаемом отсеке в передней верхней части фюзеляжа. Датчики астронавигационной системы закрывались жаропрочными пластинами из кварцевого стекла. Инерциальная навигационная система ракеты разработана под руководством Г.Толстоусова, астронавигационная система типа «Земля» - в ОКБ-165 под руководством Р.Г.Чачикяна, приборный комплекс «Волхов» разрабатывался в НИИ-49. На конечном этапе полета ракета по командам системы наведения и автопилота с высоты около 25 км пикировала на цель.Схема ПУ Ла-350 "Буря"
    После рассмотрения заказчиком эскизный проект ракеты был доработан в 1955 году, вес боевого заряда увеличили с 2,1 до 2,35 тонны. Вес МКР несколько увеличился (стартовый вес достиг 95 000 кг, вес маршевой ступени - 33000 кг). Для первой ступени ракеты главного конструктора А.М.Исаева с 1954 года разрабатывался четырехкамерный ракетный двигатель С2.1100 с турбонасосной системой подачи топлива. Два ускорителя («боковушки») обеспечивали стартовую тягу порядка 65 тонн каждый. Масса первой ступени составляла 54 тонны. Двигатели обеспечивали доставку конструкции на высоту 17500 метров, где происходило разделение первой и второй ступеней. Вскоре началось изготовление стартовых ускорителей первой ступени на заводе №207. Схема В-350 "Буря"
    В процессе проектирования (в 1954-1956 гг) СПВРД РД-012У конструкторами ОКБ-670 было рассмотрено несколько компоновочных схем камеры сгорания (КС), модели которых отрабатывались на стендах ЦАГИ К 1957 г по окончании всего комплекса стендовой отработки РД-012 был подготовлен к летным испытаниям. Двигатели 1 ступениОднако в 1958 г были получены новые ТТТ заказчика (ОКБ-301), и разработчикам из ОКБ-670 пришлось расширять высотный диапазон запуска двигателя и повышать его экономичность. Доработанный двигатель с укороченной камерой сгорания РД-012У с КС диаметром 1700 мм, оборудованный ТНА и системой регулирования, прошел полный цикл заводских и совместных летных испытаний (18 пусков) в составе КР «Буря». Двигатель продемонстрировал высокую надежность работы в экстремальных условиях на больших скоростях, при высоких температурах, что свидетельствовало о правильности заложенных конструкторских принципов Маршевая скорость «Бури» на высоте 16-25,5 км соответствовала М=2,8-3,3. Двигатель непрерывно работал в течение 6 ч, его тяга доводилась до 12 900 кгс. Расчетную дальность полета 8000 км не удалось получить по причинам, не зависящим от СПВРД. В то время ни один из существовавших или разрабатывавшихся ЛА не имел столь высоких характеристик, многие из них не превзойдены и сегодня. В ходе работ по РД-012У был проведен комплекс фундаментальных теоретических исследований, освоены новые технологии и материалы, сооружено несколько стендов, разработаны методики испытаний, используемые и по сей день.

Описание
Конструкция ОКБ-301 С.А.Лавочкина
Обозначение «350» «Буря»
Тип крылатая ракета класса «поверхность-поверхность»
Первый старт 1 сентября 1957
Ускорители Маршевая ступень
Геометрические и массовые характеристики
Длина ракеты, м 19,88
Длина ступени, м 18,9 18
Диаметр корпуса, м 1,45 (1,6) 2,20
Расстояние между блоками, м 5,2
Высота ракеты, м 6,642
Размах крыла, м 7,746
2 60
Взлетная масса, кг 97215 (130000)
Масса ступени, кг 2х 27000 40860 (33000)
Вес пустого, кг 2х 4000 13000
Масса боеголовки, кг 2190 (2350)
Силовая установка
Число двигателей 2 х 4 1
Двигатель ЖРД С2.1150 (С2.1100) ПВРД РД-012У
Тяга двигателя, кгс 2х 68400 (68610) 1х 7650
Компоненты топлива окислитель азотная кислота
горючее амины керосин
Летные данные
Скорость полета, (М=) максимальная 3,3
маршевая 3,1-3,2
Высота полета, км 18-24,5
Дальность полета, км достигнутая 6500
расчетная 8500
Точность стрельбы (КВО), км 10

Размеры изделия "42А" Схема "Бури" (M.Wade)

Источники информации:

  1. Беспилотные летательные аппараты / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, Г.Ф.Петров, Невский бастион, 1999 /
  2. «БУРЯ» И «БУРАН», или почему не произошли погодные катаклизмы. / А.Железняков, 1998 /
  3. В воздухе «БУРЯ» / И.Шевалев, А.Фомичев /
  4. BURYA / Lavochkin Association /
  5. Burya / Encyclopedia Astronautica M.Wade /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100