«Нева»
одноступенчатый воздушно-космический самолет
Исследования тенденций развития и возможностей создания
отечественных многоразовых средств выведения (МСВ) проводятся в соответствии с
Государственной космической программой в рамках научно-исследовательской и
экспериментальной работы «Орел», выполняемой по заказу Российского
космического агенства. С 1993 по 1996 работы по теме «Орел» велись в ЦНИИ
машиностроения, ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского, Исследовательском центре им.М.В.Келдыша,
ЦИАМ им.П.И.Баранова и др. Проведенные в ЦНИИМаш параметрические расчеты и
сравнительный анализ полностью многоразовых одно- и двухступенчатого
носителей с различными двигателями показали, что при снижении сухой массы ЛА
примерно на 30% по сравнению со «Спейс шаттлом» или системой «Энергия-Буран»
одноступенчатый носитель грузоподъемностью 10-20 т. должен иметь
преимущества перед двухступенчатыми той же массы как по затратам на разработку, так и
по удельной стоимости выведения.
Среди выдвинутых проектов одноступенчатых воздушно-космических
самолетов (ОВКС) были Ту-2000,
МиГ-2000 и модификации крылатого аппарата «Нева»
(Холдинговая компания «Ленинец»). Иностранный аналог - NASP (США).
Гиперзвуковой ЛА (ГЛА) «Нева» разработан на базе концепции
«Аякс». Предложения ХК «Ленинец», в отличие от Ту-2000,
который считается классическим вариантом ОВКС, содержат 3 оригинальных
технических решения.
Во-первых - применение для теплозащиты на гиперзвуковых скоростях
полета в атмосфере пластинчатых химических реакторов, размещенных на внешней стороне
корпуса планера. Эти устройства снимают тепло с поверхности за счет
эндотермической реакции высокотемпературного каталитического разложения
углеводородного горючего, протекающего по зарубашечному пространству.
Высвобождающийся при этом водород предлагается подавать в камеру сгорания
маршевой двигательной установки, в составе которой в качестве основного элемента
используется магнито-плазменный химический двигатель (МПХД). Он является
одновременно дополнительным источником электроэнергии на борту ГЛА. Использование
«эндотермического» топлива избавляет от необходимости иметь на борту ЛА
криогенные (сжиженные) компоненты топлива - кислород и водород.
Устройство МПХД - вторая отличительная особенность
концепции. В его основе - магнитогазодинамические
тормоз и ускоритель, которые обеcпечивают
эффективное управление газодинамическими
процессами в контуре ПВРД.
Третье отличие - применение управления обтеканием
поверхности ГЛА за счет воздействия направленного излучения бортового лазера и
внешнего электромагнитного поля летательного аппарата на пограничный слой
и скачки уплотнения ударных волн. Если, например, в 10 миллионах
нейтральных молекул воздуха присутствует всего один электрон, это существенно
снижает силу сопротивления воздушной среды.
Совокупность таких технических решений, по мнению разработчиков, придает носителю
уникальные свойства как в плане энергомассовой эффективности, так и в плане областей его применения.
Концепция этого принципиально нового гиперзвукового
аппарата была выдвинута в конце 80-х гг. Владимиром Львовичем Фрайштадтом,
работающим в Санкт-Петербургском Hаучно-исследовательском предприятии
гиперзвуковых систем (НИПГС) ХК «Ленинец». Он предложил не защищать аппарат, летящей с
огромной скоростью, от тепла, а напротив впускать его внутрь для повышения
энергоресурса. Это решало глобальный вопрос охлаждения планера и много
других проблем. На основе этой концепции
разрабатывается и ГЛА «Аякс», который может служить первой ступенью многоразового
носителя.
Между тем многим отечественным специалистам (ЦАГИ, ЦИАМ, ИЦ
им. М.В.Келдыша и др.) представляется достаточно спорной рациональность и
эффективность технического исполнения перечисленных предложений. До настоящего
времени ни одно из них не получило общепризнанного подтверждения. Финансовая
поддержка проекта со стороны государства также отсутствует. В результате создание
носителя типа «Нева» в обозримом будущем представляется маловероятным.
Описание | |||
---|---|---|---|
Конструкция | НИПГС ХК «Ленинец» | ||
Обозначение | «Нева» | ||
Тип | одноступенчатый воздушно-космический самолет | ||
Геометрические и массовые характеристики | |||
Площадь в плане, кв.м | 520 | ||
Максимальная взлетная масса, кг | 364000 | ||
Масса снаряженного ГЛА, т | 70 | ||
Масса топлива, т | 291 | ||
Масса подвесных топливных баков, т | 37 | ||
Масса ПН, выводимой на орбиту (высота орбиты до 250 км, наклон - произвольный), т | 3 | ||
Силовая установка | |||
Двигатели | ТРД | МПХД | ЖРД |
Тяга двигателей, тс | 4х45 | 4х25 | 4х20 |
Исходный энергоноситель | керосин + вода | ||
Топливо | водородосодержащая смесь | ||
Летные данные (расчетные) | |||
Максимальная скорость полета на высоте 100 км, м/с | 7500 |
Источники информации:
- Многоразовые одноступенчатые средства выведения / Вестник Авиации и космонавтики 4/98 /
- Some trends in improving hipersonic vehicles aerodynamics and propulsion / Home page for Valeri Golovitchev /
- Московский авиационно-космический салон / О.В.Барсуков, А.Г. Деканев, П.И.Качур, Л.Р.Милованова, Е.К.Никитин, Н.Н.Новичков, А.С.Скорев, А.Г.Соколов, Л.Б.Трубецкая; под ред. Н.Н.Новичкова, 1995 /