ЛИИ

ГЛЛ-31 (ВЛЛ-АС)
гиперзвуковая летающая лаборатория

Модель ГЛЛ-31 на МАКС-2001
Модель ГЛЛ-31 на МАКС-2001
Макет ГЛЛ-31 на МАКС-2003
Макет ГЛЛ-31 на МАКС-2003
установка модуля ГПВРД
установка модуля ГПВРД
Макет ГЛЛ-31
Макет ГЛЛ-31
Экспериментальный ГПВРД ЦИАМ

    Аппарат ВЛЛ-АС создается ЛИИ им.М.М.Громова для исследования передовых гиперзвуковых технологий перспективных летательных аппаратов. В задачи исследований входят: сверхзвуковое горение в ГПВРД; интеграция ГПВРД с внешним воздухозаборником летательного аппарата; аэродинамика и теплозащита гиперзвуковых летательных аппаратов с высоким аэродинамическим качеством. Информация по ВЛЛ-АС была представлена на международном авиасалоне МАКС-97.Схема подвески ГЛЛ-31 под носителем
    Для выполнения летного эксперимента при числах М=5...10 специалистами ТМКБ «Союз», МКБ «Факел» и ФГУП ВПК МАПО был предложен проект ГЛЛ на базе твердотопливной ракеты от зенитного комплекса С-300 (по другим данным - ракеты 40Н6 от комплекса С-400), в передней части которого установлен блок оборудования с двумя модулями ГПВРД разработки ТМКБ «Союз», работающими на водороде. Ракета подвешивается под самолетом-носителем МиГ-31, который разгоняет ее до скорости, соответствующей числу М около 2. Здесь ГЛЛ отделяется от самолета-носителя и с помощью твердотопливного двигателя разгоняется до скорости М=10, на которой в течение 30-60 сек работают модули ГПВРД (фактически для снятия характеристик двигателя хватило бы, чтобы он проработал всего 10-15 сек). Далее следует отделение лаборатории и ее спасение на парашюте.Схема проведения летного эксперимента
    Работу по ГЛЛ предполагается проводить в несколько этапов. На первом на ней устанавливаются модели сверх- и гиперзвуковых ПВРД, прошедших цикл испытаний на наземных стендах. Подобные модели уже созданы в ТМКБ «Союз» и продуты в аэродинамических трубах ЦАГИ и ЦИАМ. Из выполненных работ следует подчеркнуть отработку воздухозаборника при холодных продувках (Мн=3...5,9), камеры сгорания (Мвх=2...2,5) и их совместной работы (М=5...6,2). Экспериментально подтверждена возможность реализации устойчивого рабочего процесса, получено устойчивое горение и выбрана схема подачи топлива. При этом достигнута высокая полнота сгорания. Запас топлива (сжиженного водорода) на борту ГЛЛ составляет 300 л.
    Впервые керосиновые и водородные модули ГПВРД разработки ТМКБ были представлены широкой публике на выставке к «Звездам-91». Модульный ГПВРД прошел серию наземных испытаний (несколько десятков включений) на стенде Научно-испытательного центра ЦИАМ в Тураево (Московская область). Стенд позволяет испытывать в наземных условиях крупномасштабные модели ГПВРД в свободной струе воздуха на скорости равной 7 М и более. Суммарная огневая наработка изолированной камеры сгорания ГПВРД достигает 180 мин, а модуля (воздухозаборник + камера сгорания) при внешнем обдуве - 60 мин. Керосиновый и водородный двигатели различаются конструкцией элементов подачи топлива и геометрией камеры сгорания, что связано с характеристиками топлива. Области исследований
    По мнению специалистов ТМКБ «Союз», из многих предлагаемых вариантов подобная лаборатория - самый оптимальный и дешевый способ исследовать рабочий процесс в ГПВРД в натурных условиях, определить сходимость результатов трубных и натурных испытаний, испытать теплозащиту элементов двигателя, измерить пограничный слой в натурных условиях и исследовать аэродинамику ГПВРД, интегрированного с летательным аппаратом. Решение этих и других сопутствующих задач с помощью ГЛЛ обойдется на порядок дешевле, чем с помощью других средств.
    Модель ГЛЛ-31 была представлен на МАКС-2001, а макет - на МАКС-2003. Согласно интервью гендиректора ЦИАМ Владимира Скибина, данного на МАКС-2003, на ближайший год запланировано первое летное испытание макета ГЛЛ-31. Будет проверяться динамика отделения от носителя и др.

Описание
Разработчики ЛИИ, МКБ «Факел»
Обозначение ВЛЛ-АС (ГЛЛ-31)
Тип гиперзвуковая летающая лаборатория
Данные 2001 2003
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 7,0 8,05
Размах крыла, м - 3,045
Максимальное аэродинамическое качество -  
Стартовый вес, кг 3500 3800
Запас топлива (для ГПВРД), л   300
Силовая установка
Двигатель ГПВРД ТМКБ «Союз»
Время работы, сек 30-60
Ускоритель твердотопливный
Летные данные (расчетные)
Скорость запуска, М= 2
Скоростной диапазон, М= 5...10 2...9
Высота полета, км 20...40 18...35

Схема ВЛЛ-АС (1997)Модель ВЛЛ-АС (МАКС'97)Рисунок полета ГЛЛ-31

Схема ГЛЛ-31 (2003)

Модуль ГПВРД ТМКБ "Союз"Рисунок ГЛЛ-31

Помогали:

Источники информации:

  1. Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /
  2. Летные исследования и испытания беспилотной авиационной техники / В.В.Цыплаков, А.А.Кондратов, Вестник авиации и космонавтики №2 2001 /
  3. Летные эксперименты с гиперзвуковыми прямоточками / И.Афанасьев, «Новости космонавтики» 12'1999 /
  4. Буклет с МАКС 2003
  5. ИНТЕРФАКС-АВН (26.08.03)

Рейтинг@Mail.ru Топ-100