«МИГ АКС»
авиационно-космическая система
Российская программа «Орел» предусматривает комплексные исследования
для обоснования перспективных направлений развития многоразовых космических
транспортных средств (МКТС) и создания необходимого научно-технического задела
для их разработки. Работа ведется в соответствии с государственной
космической программой Российской Федерации по заказу РКА (теперь - Российское
авиационно-космическое агентство) с 1993 г.
ракетно-космическими и авиационными предприятиями.
Российские специалисты пришли к выводу, что на основе технологий дальней
перспективы может создаваться двухступенчатая, полностью многоразовая
авиационно-космическая система (МИГ АКС) горизонтального старта, состоящая из
гиперзвукового самолета-разгонщика с комбинированной двигательной установкой и
ракетной разгонно-орбитальной ступенью.
Двухместный орбитальный аппарат при спуске может совершать аэродинамический маневр с боковым отклонением
до 2000 км с приземлением на ВПП длиной от 3500 м.
Проект как-бы продолжает многоразовый вариант «Спирали».
На МАКС '99 группой, объединяющей АНПК «МиГ» им. Микояна, ИВТАН и
ЦАГИ, была представлена оригинальная концепция. Эта группа предлагает технику
электромагнитной левитации для движения высокоскоростных железнодорожных
экспрессов, а также для запуска и возвращения различных ЛА - от беспилотных
аппаратов до космических кораблей типа МТКК «Спейс шаттл», не говоря уже о
межконтинентальном гиперзвуковом самолете.
Эти ЛА должны садиться и взлетать с «электромагнитной ВПП», позволяющей ускорить разгон при
взлете и обеспечить торможение при посадке с помощью известного принципа
взаимодействия движущегося тела с магнитным полем. Идея была уже испытана в
лаборатории на алюминиевых макетах «электромагнитного беспилотного моноплана» массой от 2 до 10 кг,
который разгоняли и тормозили с помощью методики «ЭТОЛ» на полосе длиной 5 м.
ВКС, представленный этой группой в Жуковском, базируется на той же методике,
позволяющей создать многоразовый одноступенчатый аэрокосмический
транспортный аппарат, не загрязняющий окружающую среду и предназначенный для
наблюдений, исследований, а также для транспортировки грузов. Такой ЛА позволил
бы повысить надежность запусков и снизить удельную стоимость выведения полезных
нагрузок на низкие околоземные орбиты или их возвращения на Землю. По словам авторов
этого проекта, АНПК «МиГ» им. Микояна и ИВТАН уже несколько лет ведут разработки и
эксперименты в этой области и, в частности, на ВПП с электромагнитным разгоном,
использующей линейные двигатели со сверхпроводящими магнитами. Судя по
результатам этой работы, разгонная ВПП (заменяющая первую ступень ракеты-носителя)
формируется из 40 компонентов мощностью 1010 Дж, которые позволят за 10-15 с осуществить
взлет с полосы длиной 3-4 км носителя массой 200-700 т. При этом ускорение составит 2-30, а
скорость достигнет 300-500 м/с. Не исключается возможность разгона до 100 м/с аппарата без
шасси массой от 50 до 150 т. Та же методика электромагнитных запусков предложена и для
многоцелевого беспилотного самолета (противолавинные и противоградовые меры, геологоразведка,
наблюдение за экологией и состоянием лесов), а также для самолета для спасения на море
массой от 15 до 40 т, который будет взлетать (и совершать посадку туда же) с палубы
авианосца, имеющего электромагнитную ВПП длиной от 150 до 200 м.
Российские и европейские проекты МКТС предполагают снижение удельной
стоимости выведения полезного груза по сравнению с уровнем традиционных
одноразовых РН в 5 - 7 раз при эксплуатации полностью многоразовых МКТС, повышение
вероятности выполнения задач полета и безопасности экипажа не менее чем в 5 раз,
максимальное сокращение, вплоть до полной ликвидации, зон отчуждения по трассам
пусков, применение нетоксичных компонентов топлива, выведение КА на орбиты без
сопутствующих фрагментов отработавших конструкций носителя, значительное
снижение трудоемкости межполетного обслуживания и подготовки к пуску,
повышение автономности управления полетом.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | РСК МиГ | |
Обозначение | МИГ АКС | |
Тип | двухступенчатая многоразовая авиационно-космическая система | |
Экипаж, чел. | 1 ступень | 2 |
2 ступень | 2 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина, м | 74,5 | |
Размах крыла, м | 42 | |
Высота, м | 19 | |
Стартовая масса, кг | системы | 420000 |
1 ступень | 254000 | |
2 ступень | 166000 | |
Максимальная выводимая нагрузка на орбиту i=51o, кг | H=200 км | 12300 |
H=400 км | 7000 | |
Возвращаемый полезный груз, кг | 7000 | |
Силовая установка | ||
Двигатели | 1 ступень | турбо-прямоточные |
2 ступень | ЖРД | |
Летные данные | ||
Скорость разделения 1 и 2 ступеней ускорителя, м/с (М=) | (6) | |
Паралакс, км | 620/5000 | |
«Боковая» дальность полета 2 ступени, км | 2000 | |
Потребная длина ВПП, м | более 3500 |
Источники информации:
- Росавиакосмос-ЕКА / Авиасалоны мира, №4 2000 /
- Московский авиационно-космический салон / О.В.Барсуков, А.Г. Деканев, П.И.Качур, Л.Р.Милованова, Е.К.Никитин, Н.Н.Новичков, А.С.Скорев, А.Г.Соколов, Л.Б.Трубецкая; под ред. Н.Н.Новичкова, 1995 /
- MIGAKS / «Энциклопедия астронавтики» М.Уэйда /
- Космическая тематика / РЕСТАРТ + /