МиГ

К-9-155 (изд.90, 91, 92, 93)
УР «воздух-воздух» средней дальности

    Для вооружения истребителя-перехватчика Е-152 с двигателем Р-15-300 в ОКБ была разработана и построена управляемая ракета К-9, предназначенная для поражения цели под всеми ракурсами, в том числе на встречных и пересекающихся курсах. Исходя из условий получения минимальных кинематических перегрузок ракеты, особенно в районе цели при атаке ее под всеми ракурсами, для управления ракетой был выбран принцип самонаведения по методу параллельного сближения, при котором обеспечивается нулевая угловая скорость линии ракета-цель. Для ракеты выбрали симметричную Х-образную аэродинамическую схему с поворотным крылом. Управление по продольному каналу производилось поворотным крылом. Управление по крену осуществлялось четырьмя элеронами, установленными на неподвижном стабилизаторе. Для повышения демпфирования по крену на стабилизаторах установили четыре роллерона.К-9 
    Основное оборудование ракеты включало в себя: радиолокационную полуактивную ГСН импульсного действия ЦР-1, автопилот АПЦ-18, импульсный радиовзрыватель ЦРВ-1, БЧ осколочно-фугасного действия, предохранительный механизм И-60, однокамерный двухрежимный пороховой двигатель ПРД-56.
    Условия применения ракеты К-9 (большие скорости пуска и сближения с противником, неманевренный характер атаки, подсветка цели мощной бортовой РЛС перехватчика) привели к появлению ряда конструктивных особенностей. Мощный двурежимный двигатель со стартовой тягой 5500 кг вначале разгонял снаряд до скорости 1400 м/с, а затем переходил на крейсерский режим с тягой 2500-3000 кг.
    Система наведения разрабатывалась КБ-1 Минвооружения. Головка ракеты К-9 была всеракурсной и позволяла атаковать самолет противника с любого направления, хотя ее несовершенство и ограничивало дальность пуска девятью километрами. Наведение ракеты на цель по методу параллельного сближения требовало при подсветке цели непрерывного согласования частот излучения РЛС самолета-носителя и отраженных от цели сигналов. Для приема сигналов излучения самолетной РЛС на оперении ракеты устанавливались антенны-штыри канала синхронизации. Это громоздкое сооружение в дальнейшем заменили, разместив антенны-пластины на корпусе.
    Вес К-9 составлял 245 кг, из которых 103 кг приходилось на двигатель, 15 кг весила радиолокационная головка самонаведения и 27 кг - боевая часть с неконтактным радиовзрывателем, обладавшая радиусом поражения 20-30 м.
    Ракета должна была войти в состав автоматизированного комплекса перехвата «Ураган-5Б», но в связи с закрытием работ по этой системе, пуски ракет были проведены с Е-152А уже в составе комплекса перехвата Е-152-9.Испытания К-9
    Для проведения летных испытаний ракета К-9 разработана в следующих вариантах:

    В 1961 г. было изготовлено 26 ракет (изд.90 - 3 экз., изд.91 - 6 экз., изд.92 - 11 экз., изд.93 - 6 экз.). В начале этого же года произведены три пуска ракеты К-9 с АПУ установленной на наземном стенде. За время летных испытаний с самолета Е-152А на полигоне ГК НИИ ВВС в 1961 г. произведено 10 пусков ракет К-9 (5 - изд.91 и 5 -изд.92). Результаты испытаний подтвердили совпадение аэродинамических и баллистических характеристик ракеты с расчетными. Проводились также наземная отработка БЧ на полигоне ГСКБ-47, лабораторные и стендовые испытания систем, математическое и физическое моделирование ракеты на всех режимах, а также расчет в НИИ-2 эффективности боевых ракет.

Описание
Разработчик ОКБ А.И.Микояна
Обозначение К-9 (К-9-155)
Первый пуск 1961
Тип ГСН радиолокационная полуактивная
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 4,3
Вес ракеты, кг 245
Тип боеголовки осколочно-фугасного действия
Вес боеголовки, кг 27
Силовая установка
Двигатель ПРД-56
Тяга двигателя, кгс стартовый 5500
крейсерский 2500-3000
Вес двигателя, кг 103
Летные данные
Скорость, м/с (км/ч) 1400 (5000)
Дальность пуска, км 9

Компоновка К-9

Источники информации:

  1. «Нестандартные» МиГи , Авиация 1'1999;
  2. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100