ОКБ Микояна

МиГ-31М (изд.05)
дальний истребитель-перехватчик

Подвеска Р-37 под МиГ-31М     Работы по глубокой модернизации перехватчика МиГ-31, начатые в 1984, привели к созданию МиГ-31М - «изделие 05» («Improved Foxhound»). Самолет имел новую систему вооружения, включавшую более мощную РЛС «Заслон-М» и новые дальние ракеты Р-37.
    БРЛС «Заслон-М», разработанная НИИП, с антенной шириной 1,4 м имеет почти вдвое увеличенную дальность обнаружения (320 км). Она может осуществлять одновременное сопровождение до 24 целей и наведение УР на 6 различных целей. Усилено вооружение - 6 УР большой дальности Р-33С или Р-37 (дальность пуска - 120 и 280 км соответственно) конформно подвешиваются под фюзеляжем. Вместо 4 гнезд АКУ (2х2) на МиГ-З1М их стало 6 (3х2). В варианте максимальный боевой нагрузки плюс к дальним, на пилонах подвешивались еще 4 новейших высокоманевренных ракеты средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ). Пушку сняли.
       Вместо убирающегося теплопеленгатора на самолете установлен оптиколокационный комплекс с ИК- и лазерным каналами (его оптическая головка размещена перед козырьком кабины летчика). Больший диаметр антенны РЛС потребовал большего обтекателя. Чтобы не мешать обзору летчика, носовая часть перед кабинами экипажа была отклонена вниз на 7о.Опытный МиГ-31 б/н 051 со снятым обтекателем РЛС
      Значительные новшества коснулись кабин летчиков и бортового оборудования. Изменились откидные части фонаря членов экипажа. Лобовое стекло кабины летчика для улучшения обзора стало моноблочным и искривленным (фонарь с беспереплетным козырьком). У штурмана наоборот - ручку управления сняли, ему не нужно было сажать самолет, поэтому окошки стали меньшими, а перископ вообще убрали. В кабине штурмана-оператора установили три прямоугольных многофункциональных дисплея. Оборудование индивидуальной защиты и радиоэлектронного противодействия объединено в бортовой комплекс обороны.
      Возросший до 52000 кг максимальный взлетный вес повлек установку и более мощных двигателей Д-30Ф-6М. В результате скоростные и высотные характеристики практически не изменились. Наплывы перед крылом расширились и получили другую форму, аэродинамические гребни на крыле уменьшены. На концах крыла установили большие сигарообразные контейнеры с оборудованием электронной разведки. Кили и обтекатели антенн на них стали иных форм - уменьшена корневая хорда килей, увеличен корневой зализ килей. Было увеличено сечение гаргрота, в котором размещено дополнительно 300 л топлива. Штанга дозаправки переместилась на правый борт. Увеличен обтекатель тормозного парашюта, перепроектировано шасси с носовым колесом.МиГ-31М
      Командование ПВО выразило крайнюю заинтересованность в самолете. Действительно, новая модификация по своим характеристикам превосходила все, что состояло на службе ПВО до того момента. Самолет мог сопровождать и уничтожать большее количество целей, чем обычный МиГ-31 или МиГ-31Б (БС).
       Прототип МиГ-31М (б/н 051) впервые поднялся в воздух 21 декабря 1985 г. Испытания проводили летчик-испытатель Б.А.Орлов и штурман-испытатель Л.С.Попов.
    На НГАЗ «Сокол» во второй половине 80-х гг. была построена установочная партия МиГ-31М. Всего построено 6 опытных самолетов. Б/н 053, 054, 055, 056 и 057 - из Горького перелетели в Ахтубинск для подключения к ЛКИ. В целом испытания прошли нормально, если не считать потерянного б/н 052.МиГ-31М на МАКС-95
      В марте 1992 г. на авиабазе Мачулищи под Минском МиГ-31М б/н 057 был показан военно-политическому руководству России и некоторых стран СНГ. В августе 1995 г. машина кратковременно появилась на МАКС'95 в Жуковском.
       В апреле 1994 г ОКБ Микояна получило от Президента России телеграмму с поздравлениями как самой фирме, так и ее смежникам, задействованным по программе МиГ-31М, по поводу успешного окончания испытаний. Имелся в виду пуск ракеты, которая успешно поразила цель на дистанции более 300 км, что не доступно ни одному другому перехватчику в мире.
       Из-за тяжелой экономической ситуации в стране МиГ-31М так и не пошел в серию. Но на основе его решений в настоящее время начата модернизация МиГ-31 в многоцелевой МиГ-31БМ.

Описание
Разработчик ОКБ им.А.И.Микояна
Обозначение МиГ-31М
Кодовое наименование НАТО Improved Foxhound (Foxhound-B)
Тип Дальний сверхзвуковой перехватчик
Экипаж, чел. 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 22,69
Высота самолета, м 6,15
Размах крыла, м 13,46
Площадь крыла, м2 61,6
Максимальная взлетная масса (2 ПТБ), кг 52000
Максимальная боевая нагрузка, кг 9000
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ДТРД Д30Ф-6М
Тяга (форсаж), кгс 16500 (?)
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч (М=) 3000 (2,83)
Крейсерская скорость (М=) 2,35
Практический потолок, м 20600
Вооружение
УР «воздух-воздух» Р-33С или Р-37 6
РВВ-АЕ (Р-77) 4
Р-40ТД 2

Схема МиГ-31МКабина штурмана МиГ-31М
Корневые наплывы крыла МиГ-31М увеличеныМиГ-31ММиГ-31ММиГ-31М

Источники информации:

  1. «Авиация и Космонавтика» 8'99; 11'98;
  2. «Вестник авиации и космонавтики» весна 99;
  3. «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997
  4. Чемодан из Гастронома Mig-31 / А.Ларионов; Мир Авиации №3-99 /
  5. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  6. Авиация от А до Я

Рейтинг@Mail.ru Топ-100