«Бор»
аналог ЭПОС
С целью уточнения результатов продувок в аэродинамических трубах, характеристик устойчивости и управляемости орбитального самолета (ОС)
воздушно-космической системы «Спираль»
на различных участках полета и изучения свойств новых материалов теплозащиты (ТЗП),
предусмотренных в конструкции будущего орбитального самолета, были выполнены с
помощью ракет запуски моделей в масштабах 1:3 и 1:2 серии БОР (Беспилотный Орбитальный
Ракетоплан).
Так, БОР-1 был выполнен длиной 3 м в масштабе 1:3 ОС целиком из дерева и его масса
составляла 800 кг. БОР-1 был запущен РН Космос-2 (11К65) 15 июля 1969 г. на высоту 100 км и,
естественно, сгорел при входе в атмосферу со скоростью 13000 км/ч. Но еще до начала обгара,
на высоте 60-70 км, радиотелеметрия передала много ценной информации, главным
выводом которой была уверенность в самой возможности устойчивого управляемого спуска несущего корпуса выбранной формы.
БОР-2 и БОР-3, изготовленные в масштабе 1:3 и 1:2 ОС соответственно, были
выполнены уже из металла и имели программное управление.
Эти аппараты запускались в космос по баллистической траектории из Капустина Яра в сторону полигона в Сары-Шагане (Казахстан) тем же носителем (11К65).
Существенно доработанный «БОР-4» служил уже для отработки новой системы
теплозащиты, близкой по характеристикам к ТЗП Бурана. Он представлял собой беспилотный
экспериментальный аппарат, являющийся уменьшенной копией (1:3) пилотируемого воздушно-космического
самолета, разрабатывавшегося ранее по программе «Спираль», и был выполнен по аэродинамической схеме «несущий корпус». Он имел следующие
характеристики: длина 3.4 м, размах крыла 2.6 м и массу 1074 кг на орбите и 795 кг после возвращения. Аппарат со скошенным вверх
крылом был оснащен двигателями газовой стабилизации, блоками автономного управления, термозащитным экраном и сбрасываемой тормозной двигательной
установкой для схода с орбиты.
3 июня 1982 г. «БОР-4» был запущен на ракете-носителе с полигона в Капустином Яру.
После выполнения орбитального полета на высоте 200 км, где-то над восточной Атлантикой включилась тормозная установка, а на суда космической службы ушла
накопленная информация, после чего бортовая аппаратура переключилась в режим запоминания. Над Шри-Ланкой он со скоростью 7,5 тыс. км/ч ворвался в атмосферу, потом,
погасив скорость, спланировал и приводнился на парашюте.
В период с 1982 по 1984 г. было произведено 6 запусков аппаратов «БОР-4»
ракетами-носителями «Космос» с космодрома Капустин-Яр на различные траектории. Аппараты, выводившиеся на орбиты ИСЗ, получали наименования
спутников серии «Космос».
В результате исследований, проведенных на летающих моделях «БОР-4», была
окончательно решена проблема теплозащиты ОК, в том числе получены значения
температур на наиболее теплонапряженных элементах конструкции ОК (носовом
обтекателе и прилегающем к нему участке нижней поверхности фюзеляжа в условиях
реальных физико-химических процессов и каталитичности поверхности вдоль всей
траектории спуска ОК на высотах от 100 до 30 км при скоростях М=25...3), проведены контрольные
испытания конструкции из жаростойких материалов и теплозащитных плиток в
условиях полета, соответствующих натурным, при одновременном воздействии
аэродинамических, тепловых, акустических и вибрационных нагрузок.
Хронология запусков аппаратов «БОР-4»
№ п/п | Аппарат | Наименование | Дата | Примечание |
---|---|---|---|---|
1 | «БОР-4» | 05.12.1980 | Полет по суборбитальной траектории. | |
2 | «БОР-4» №404 | Космос-1374 | 03.06.1982 | Приводнение в Индийском океане южнее Кокосовых островов после одновиткового полета на орбите ИСЗ |
3 | «БОР-4» №403 | Космос-1445 | 15.03.1983 | Приводнение в Индийском океане южнее Кокосовых островов после одновиткового полета на орбите ИСЗ |
4 | «БОР-4» №405 | Космос-1517 | 27.12.1983 | Приводнение в Черном море |
5 | 4.07.1984 | Полет по суборбитальной траектории. Максимальная высота 130 км. | ||
6 | «БОР-4» №406 | Космос-1614 | 19.12.1984 | Приводнение в Черном море |
7 | 20.10.1987 | Полет по суборбитальной траектории. Максимальная высота 130 км. |
Первоначальный район приводнения в Индийском океане после двух запусков и
отработки бортовой системы управления был заменен на район Черного моря ввиду больших
затрат на организацию поисковых мероприятий и из-за противодействия
иностранных судов, пытавшихся опередить нас и самостоятельно обнаружить и поднять
на борт советские аппараты. Один аппарат был потерян поисковой группой при
приводнении в Черном море. Интересно отметить, трасса атмосферного участка
спуска аппаратов «Бор-4» при приводнении в советских территориальных
водах Черного моря проходила на высотах 60-80 км над территориями основных стран-членов
НАТО (Великобритании и Германии), что юридически являлось нарушением их
воздушного пространства. Поэтому каждый полет «Бор-4» с приводнением у наших
берегов имел соответствующий политический и дипломатический резонанс.
C июня 1983 начались запуски «Бор-5», который был уже моделью «Бурана». В конце 80-х намечались запуски аппаратов «Бор-6» для
исследования прохождения радиоволн через плазму, но последовало «перестроечное»
сокращение финансирования космонавтики и программу закрыли.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | НПО «Молния» | |
Обозначение | БОР-4 | |
Тип | аналог орбитального самолета (ОС) | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 3,4 | |
Размах крыла, м | 2,6 | |
Вес, кг | на орбите | 1074 |
после спуска | 795 |
Использованы материалы, любезно предоставленные В.Лукашевичем - webmaster'ом Buran.ru
Источники информации:
- БОР-4 / BURAN.RU /
- Проект «Спираль». В.В.Лебедев / BURAN.RU /
- В космос на крыльях. Техника Молодежи №1 199?
- «Энциклопедия астронавтики» М.Уэйда
- Энциклопедия «Космонавтика». А.Б.Железняков