М-50
сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
История создания
Описание самолета. М-50 выполнен по классической схеме с треугольным высокорасположенным крылом и стреловидным хвостовым
оперением.
Фюзеляж - полумонокок цилиндрической формы диаметром 2,95 м - выполнен в соответствии с правилом площадей.
Технологически он делился на следующие агрегаты: передний отсек с носовым
обтекателем; гермокабину экипажа; передний топливный отсек; среднюю часть с отсеками
для шасси, топливных контейнеров (кессон-баки), спецгрузов (бомб) и центропланом крыла;
хвостовую часть с топливными отсеками и парашютным контейнером и узлами крепления
оперения. Фонарь кабины снабжен передним остеклением из двойных наклонных плит закаленного стекла и боковыми иллюминаторами.
Бомбовый отсек длиной более 10 м закрывается створками. В верхней части фюзеляжа расположен центроплан с болтовым креплением консолей крыла.
На самолете практически отсутствовали выступающие части (надстройки),
за исключением фонаря кабины пилотов. Проводка системы управления, агрегаты, коммуникации располагались по верху и по
низу фюзеляжа и закрывались легкосъемными гаргротами.
Крыло свободнонесущее, треугольной формы в плане, с изломом по
передней кромке. Большой угол стреловидности корневой части крыла (57°), позволял
увеличить строительную высоту бортовой нервюры и обеспечить требуемый запас
прочности. В концевой части крыла угол стреловидности 54°. Крыло набиралось из
симметричных профилей относительной толщиной 3,5% у корня и 4% в концевых частях.
Угол установки крыла 2°, а поперечного «V» -3°.
Технологически крыло делилось на кессон, переднюю часть кессона с носками, хвостовую
часть кессона, консоли с носками и хвостовыми частями, пилоны двигателей и
обтекатели крыльевых стоек. Кессон и его передняя часть служили топливными баками.
Основной силовой элемент крыла - кессон - состоял из трех лонжеронов, прессованных
панелей и нервюр. Крыло изготовлено, в основном, из алюминиевого сплава В-95, при
этом отдельные узлы выполнялись из стали ЗОХГСНА. Механизация крыла состояла из
щелевых закрылков типа ЦАГИ, расположенных на внутренних частях консолей крыла. Элероны имели
аэродинамическую компенсацию. На верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни, являющиеся как бы продолжением пилонов двух соответствующих двигательных гондол. Остальные два двигателя
располагаются в гондолах, закрепленных на торцевых концах крыла. Такое расположение
четырех двигателей позволило, с одной стороны, получить аэродинамически «чистое» крыло, обладающее более высокими характеристиками, и, разгрузив его, соответственно уменьшить массу. С другой стороны, использованная
компоновка дала возможность применить более эффективные лобовые воздухозаборники.
Оперение самолета состояло из цельноповоротного киля кессонной
конструкции с углом стреловидности 54° по передней кромке и цельноповоротного
стабилизатора стреловидностью 54°.
Шасси - велосипедной схемы, имело две главные четырехколесные опоры и две
крыльевые двухколесные стойки. Главные стойки убирались в фюзеляж
(передняя вперед, задняя назад), поддерживающие - в специальные
ниши, расположенные в концевых сечениях крыла рядом с гондолами внешних двигателей.
На задней основной опоре шасси предусмотрена установка тормозной лыжи.
В конструкции самолета широко использованы алюминиевые и титановые сплавы.
Описание | ||||
---|---|---|---|---|
Конструкция | ОКБ В.М.Мясищева | |||
Обозначение | М-50 | М-50А | М-50А | |
Год постройки | проект | 1959 | проект | |
Кодовое наименование НАТО | Bounder (Беспредельщик) | |||
Тип | Стратегический бомбардировщик | |||
Экипаж, чел. | 2 | |||
Геометрические и массовые характеристики | ||||
Длина самолета, м | 58,7 | 57,48 | 52,42 | |
Высота самолета, м | 8,65 | 8,25 | 8,10 | |
Размах крыла, м | 25,1 | 25,1 | 24,62 | |
Площадь крыла, м2 | 290,63 | 290,63 | 293,24 | |
Взлетная масса, кг | нормальная | 115000 | 165000 | |
максимальная | 170000 | 248000 | ||
Вес , кг | пустого | 59600 | 78860 | 80300 |
полной нагрузки | 134700 | |||
топлива | 129000 | |||
Силовая установка | ||||
Число двигателей | 4 | 2+2 | 4 | |
Двигатель | ДТРД М16-17 | ТРД ВД-7Б + ТРДФ ВД-7 | ДТРД М16-17Б | |
Тяга двигателя, кгс | взлетная | 21000 | 10500 | 21000 |
форсаж | 16000 | |||
номинал (H=11 км, V=1800 км/ч) | ё | 10500 | ||
Летные данные (расчетные) | ||||
Скорость полета, км/ч (М=) | максимальная | 1900-2000 | 1050 (0,99) | 2000 |
крейсерская | 1700-1800 | |||
посадочная | 270 | 310 | 310 (Gпос=102 т) | |
Дальность полета практическая, км | без дозаправки | 11000-12000 | 3150 | |
с 2 дозаправками | 14000-15000 | |||
Радиус действия с 1/2 ракетами, км | без дозаправки | 2650/2300 | ||
с дозаправкой | 4050/3750 | |||
Практический потолок, м | без дозаправки | 15000-16000 | 11000 | 15700/14700 |
с дозаправкой | 14300/13300 | |||
Длина разбега, м | 1600 | |||
с 1/2 ракетами | 2100/2300 | |||
при G=248 т с ускорителями | 2950 | |||
Длина пробега, м | 1800 | 1600 | ||
Вооружение | ||||
УР «воздух-земля» | РСС | М-61 | ||
Бомбы, кг | 30000 | 5000 |
Источники информации:
- Самолеты В.М.Мясищева / Н.В.Якубович, В.Н.Лавров, Русавиа, 1999 /
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
- «Развитие самолетов мира» / Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарев, 1991 /