ОКБ Мясищева

М-50
сверхзвуковой стратегический бомбардировщик

История создания

Описание самолета. М-50 выполнен по классической схеме с треугольным высокорасположенным крылом и стреловидным хвостовым оперением.Гордо поднятые носы - М-50 и Т-4
    Фюзеляж - полумонокок цилиндрической формы диаметром 2,95 м - выполнен в соответствии с правилом площадей. Технологически он делился на следующие агрегаты: передний отсек с носовым обтекателем; гермокабину экипажа; передний топливный отсек; среднюю часть с отсеками для шасси, топливных контейнеров (кессон-баки), спецгрузов (бомб) и центропланом крыла; хвостовую часть с топливными отсеками и парашютным контейнером и узлами крепления оперения. Фонарь кабины снабжен передним остеклением из двойных наклонных плит закаленного стекла и боковыми иллюминаторами. Бомбовый отсек длиной более 10 м закрывается створками. В верхней части фюзеляжа расположен центроплан с болтовым креплением консолей крыла. 
    На самолете практически отсутствовали выступающие части (надстройки), за исключением фонаря кабины пилотов. Проводка системы управления, агрегаты, коммуникации располагались по верху и по низу фюзеляжа и закрывались легкосъемными гаргротами.
    Крыло свободнонесущее, треугольной формы в плане, с изломом по передней кромке. Большой угол стреловидности корневой части крыла (57°), позволял увеличить строительную высоту бортовой нервюры и обеспечить требуемый запас прочности. В концевой части крыла угол стреловидности 54°. Крыло набиралось из симметричных профилей относительной толщиной 3,5% у корня и 4% в концевых частях. Угол установки крыла 2°, а поперечного «V» -3°.Схема М-50А с ТРД ВД-7
    Технологически крыло делилось на кессон, переднюю часть кессона с носками, хвостовую часть кессона, консоли с носками и хвостовыми частями, пилоны двигателей и обтекатели крыльевых стоек. Кессон и его передняя часть служили топливными баками. Основной силовой элемент крыла - кессон - состоял из трех лонжеронов, прессованных панелей и нервюр. Крыло изготовлено, в основном, из алюминиевого сплава В-95, при этом отдельные узлы выполнялись из стали ЗОХГСНА. Механизация крыла состояла из щелевых закрылков типа ЦАГИ, расположенных на внутренних частях консолей крыла. Элероны имели аэродинамическую компенсацию. На верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни, являющиеся как бы продолжением пилонов двух соответствующих двигательных гондол. Остальные два двигателя располагаются в гондолах, закрепленных на торцевых концах крыла. Такое расположение четырех двигателей позволило, с одной стороны, получить аэродинамически «чистое» крыло, обладающее более высокими характеристиками, и, разгрузив его, соответственно уменьшить массу. С другой стороны, использованная компоновка дала возможность применить более эффективные лобовые воздухозаборники.Цельноповоротное хвостовое оперение М-50
    Оперение самолета состояло из цельноповоротного киля кессонной конструкции с углом стреловидности 54° по передней кромке и цельноповоротного стабилизатора стреловидностью 54°.
    Шасси - велосипедной схемы, имело две главные четырехколесные опоры и две крыльевые двухколесные стойки. Главные стойки убирались в фюзеляж (передняя вперед, задняя назад), поддерживающие - в специальные ниши, расположенные в концевых сечениях крыла рядом с гондолами внешних двигателей. На задней основной опоре шасси предусмотрена установка тормозной лыжи.
    В конструкции самолета широко использованы алюминиевые и титановые сплавы.

Двигательная установка. Самолет М-50 имел 4 турбореактивных двигателя: 2 ВД-9Б и 2 ВД-9 - с форсажными камерами. Двигатели размещаются в индивидуальных гондолах. Воздухозаборники - лобовые, сверхзвуковые, нерегулируемые. Выходные сопла двигателей регулируемые, эжекторного типа. Топливо размещается в фюзеляжных и крыльевых кессон-баках.

Описание
Конструкция ОКБ В.М.Мясищева
Обозначение М-50 М-50А М-50А
Год постройки проект 1959 проект
Кодовое наименование НАТО Bounder (Беспредельщик)
Тип Стратегический бомбардировщик
Экипаж, чел. 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 58,7 57,48 52,42
Высота самолета, м 8,65 8,25 8,10
Размах крыла, м 25,1 25,1 24,62
Площадь крыла, м2 290,63 290,63 293,24
Взлетная масса, кг нормальная 115000 165000
максимальная 170000   248000
Вес , кг пустого 59600 78860 80300
полной нагрузки     134700
топлива     129000
Силовая установка
Число двигателей 4 2+2 4
Двигатель ДТРД М16-17 ТРД ВД-7Б + ТРДФ ВД-7 ДТРД М16-17Б
Тяга двигателя, кгс взлетная 21000 10500 21000
форсаж   16000  
номинал (H=11 км, V=1800 км/ч)   ё 10500
Летные данные (расчетные)
Скорость полета, км/ч (М=) максимальная 1900-2000 1050 (0,99) 2000
крейсерская   1700-1800
посадочная 270 310 310 (Gпос=102 т)
Дальность полета практическая, км без дозаправки 11000-12000 3150  
с 2 дозаправками 14000-15000    
Радиус действия с 1/2 ракетами, км без дозаправки   2650/2300
с дозаправкой     4050/3750
Практический потолок, м без дозаправки 15000-16000 11000 15700/14700
с дозаправкой   14300/13300
Длина разбега, м   1600  
с 1/2 ракетами     2100/2300
при G=248 т с ускорителями     2950
Длина пробега, м   1800 1600
Вооружение
УР «воздух-земля» РСС М-61
Бомбы, кг 30000   5000

Схема М-50 (Э.Цихош)

М-50 в МониноЯк-28 под крылом М-50

Источники информации:

  1. Самолеты В.М.Мясищева / Н.В.Якубович, В.Н.Лавров, Русавиа, 1999 /
  2. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  3. «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
  4. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
  5. «Развитие самолетов мира» / Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарев, 1991 /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100