ОКБ им. П.О.Сухого
- Бригада №4 КОКОС ЦАГИ (КБ А.Н.Туполева) (c 1930)
- Бригада №3 КОКОС ЦАГИ (КБ А.Н.Туполева) (c 1932)
- Конструкторский отдел №15 завода 156 (ЗОК) (c 1936)
- КБ завода №135 (г.Харьков) (c 1939)
- КБ завода №289 (c 1940)
- КБ завода №134 (1945-1949)
- ОКБ-1 (с 1952)
- ОКБ-51 (с 1954)
- ММЗ «Кулон» (с 1965)
- ОКБ им.П.О.Сухого (c 1975)
- АООТ «ОКБ им.П.О.Сухого» («Сухой»)
125284 Россия, г.Москва, ул. Поликарпова, 23а
СУХОЙ Павел Осипович (10.07.1895 - 15.09.1975) - советский
авиаконструктор, доктор технических наук (1940), дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965).
После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А.Н.Туполева - в ЦАГИ и на заводе № 156
(инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот
период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты
АНТ-25 и АНТ-37бис «Родина». С 1937 г. бригада П.О.Сухого участвует в
конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого
самолёта ББ-1 (АНТ-51), применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.
Постановлением КО при СНК СССР от 29 июля 1939 г. Сухой со своим
коллективом переводится на завод №135 в Харькове.
Здесь Павел Осипович - главный конструктор нового ОКБ-135. В связи с успешным внедрением
ББ-1 (Су-2) в серию, по просьбе Сухого весь коллектив ОКБ переводится в Подмосковье (Подлипки),
где Постановлением КО от 4 марта 1940 г. на базе КБ-29 организуется завод опытного
самолетостроения с присвоением ему №289. Сухой назначается главным конструктором этого
завода, КБ, а с ноября 1940 г. - его директором.
В октябре 1941 г. завод был эвакуирован в г.Молотов (ныне Пермь) и
объединен с эвакуированными заводами №135, 207 и др. В начале 1942 г. завод №289 был
восстановлен. В трудные годы войны коллектив, руководимый главным конструктором
П.О.Сухим, работает над проблемой создания скоростного высотного истребителя (Су-1, Су-3),
выпускает и совершенствует самолеты-штурмовики Су-6, Су-8. За создание штурмовика Су-6 главный
конструктор самолета П.О.Сухой был удостоен в 1943 г. Сталинской премии первой степени.
После смерти конструкторов Н.Н.Поликарпова и В.Г.Ермолаева (1944 г.) все
доработки их серийных машин были поручены немногочисленному в то время коллективу
Сухого. В марте штат бывшего ОКБ Ермолаева были переданы в состав ОКБ Сухого. Завод №134
по приказу НКАП №39с от 3.2.45 г. (или по приказу №341с от 14.8.45 г.) был объединен с Тушинским
заводом №289 НКАП гл.к. П.О.Сухого и образован единый завод №134 НКАП. КБ Сухого переехало в здание КБ
Ермолаева, производственная же база осталась на старом месте. Ведутся работы по
созданию в кратчайшие сроки самолетов Ер-20Н и УТБ-2В (учебный вариант Ту-2).
В 1944 г. Павел Осипович приступает к созданию самолетов с
реактивными двигателями. Истребитель Су-7 оснащается ЖРД-ускорителем. В 1945 г.
испытывается истребитель Су-5 с комбинированной силовой установкой. В 1946 взлетает
фронтовой истребитель Су-9, оснащенный двумя ТРД РД-10.
На модификации самолета Су-11 Сухой первым использовал отечественные двигатели ТР-1 разработки А.М. Люльки.
В конце 40-х годов П.О.Сухой создает околозвуковой истребитель-перехватчик Су-15 и
экспериментальный самолет с крылом большой стреловидности Су-17, который предназначен для
достижения в установившемся горизонтальном полете скорости звука. На этой машине впервые в
мире спроектировали отделяемую (с помощью пороховой катапульты) носовую часть фюзеляжа с
гермокабиной лётчика.
Авария Су-15 и отказ Сухого заняться ракетной тематикой послужили поводом для разгона КБ. 27 ноября 1949 г. решением МАП СССР конструкторское
бюро П.О.Сухого в составе завода 134 было расформировано.
Завод был передан вооруженческому ОКБ гл.к. И.И.Торопова (ныне Гос.МКБ «Вымпел»),
переведенному с серийного завода №43 МАП. До 1953 г. Павел Осипович вновь заместитель главного конструктора в КБ
Туполева. Здесь он руководит доводкой и внедрением в серию Ту-14, испытаниями др.самолетов.
После войны в Корее создается ОКБ-1 В.В.Кондратьева (прочнист ЦАГИ) для копирования истребителя
F-86 «Sabre». 14 мая 1953, после смерти Сталина, главным конструктором этого КБ стал Сухой. Уже в августе по согласованию с МАП он добился
правительственного постановления, открывавшего дорогу работам над новыми
самолетами. Для этого в ноябре 1953 г. ОКБ получило, наконец, производственную
базу: филиал ОКБ-155, находившийся в одном из углов Ходынского поля. В прошлом
здесь размещалось ОКБ-51, главным конструктором которого был Н.Н.Поликарпов, а в
1944-52 гг. - В.Н.Челомей. В феврале 1954 г. ОКБ Сухого и опытный завод были
перенумерованы, вновь получив в системе МАП №51.
С 1956 П.О.Сухой - генеральный конструктор. Вскоре после
воссоздания КБ под его руководством были разработаны реактивные самолеты второго поколения: фронтовой истребитель Су-7 со
стреловидным крылом и истребитель-перехватчик Су-9 с треугольным. Весной 1956-го Су-7, управляемый
летчиком-испытателем Махалиным, первым в отечественной авиации достиг скорости,
превышающей две скорости звука. Но большую известность Су-7 получил в варианте истребителя-бомбардировщика
Су-7Б. Были созданы варианты Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на
грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла.
На опытных образцах Су-9 - Т-431 и Т-405 были
установлены два мировых рекорда высоты (1959, 1962),
два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960,1962). Развитием Су-9 стал
истребитель-перехватчик Су-11. А после закрытия Хрущевым проекта 3-махового Т-37 (Т-3М) с
ТРД Р-15Б, новый истребитель-перехватчик Т-58 (Су-15) пришлось создавать под видом модернизации Су-11.
Под руководством Сухого впервые созданы створки перепуска воздуха с двусторонним отклонением, обеспечивающие
устойчивую работу двигателя на всех режимах полёта, боковые секторные сверхзвуковые
регулируемые воздухозаборники (П-1); система управления самолётом на необратимых бустерах. На
экспериментальном самолёте Т-4, рассчитанном на
скорость полёта, втрое превышающую скорость звука, впервые в СССР были широко использованы
титан и высокопрочная нержавеющая сталь, а также применена электродистанционная система
управления самолётом. Разрабатывался вариант «Сотки» с крылом изменяемой
стреловидности - Т-4М, а в 1970 г. ОКБ Сухого вышло победителем
конкурса аванпроектов ударно-разведывательных самолетов, предложив проект «200»
(Т-4МС). Но в серию пошел Ту-160...
В 1972-75 гг. был создан ряд серийных боевых машин, в числе которых фронтовой
бомбардировщик Су-24 и штурмовик Cу-25. Под руководством Сухого
была начата разработка высокоманёвренного истребителя Су-27 с интегральной аэродинамической компоновкой, с успехом
демонстрировавшегося на многих международных авиационных выставках 80-х гг.
Золотая медаль им. А.Н.Туполева (1975, посмертно). Депутат ВС СССР в 1958-74. Ленинская премия (1968), Государственные
премии СССР (1943, 1975, посмертно).
Награждён 3 орденами Ленина (16.09.1945; 12.07.1957; 10.07.1975), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (02.11.1938), Красной Звезды (22.12.1933), «Знак Почёта» (13.08.1936), медалями.
Имя Сухого присвоено машиностроительному заводу в Москве.
ИВАНОВ Евгений Алексеевич (13.02.1911 - 10.7.1983)
СИМОНОВ Михаил Петрович (19.10.1929-04.03.2011)
ПОГОСЯН Михаил Асланович (р.18.04.1956)
Литература:
- «Первые реактивные истребители Сухого». ГОНЧАРЪ, POLYGON
- Рядом с Сухим. Воспоминания авиаконструктора / Самойлович О.С. /