ОКБ Сухого

Т-37
всепогодный истребитель-перехватчик

    7 и 21 марта 1957 г. вышли соответственно Постановление Совета Министров СССР и Приказ МАП, где ряду опытных КБ (в т.ч. ОКБ-155 А.И.Микояна и ОКБ-51 П.О.Сухого) в очередной раз уточнялось задание и корректировались сроки изготовления и предъявления на испытания отдельных элементов системы перехвата «Ураган-5» и комплекса в целом. В частности, требовалось построить 5 истребителей-перехватчиков (2 самолета с ракетной системой К-7с, 2 самолета с подвижными пушечными установками и 1 с системой К-6в) и предъявить их на совместные с Министерством Обороны испытания в IV квартале 1958 г. Перед этим автономные заводские летные испытания истребителя с системой К-6в требовалось провести в I квартале 1958 г., а с пушечными установками - во II квартале. Продолжительность полета самолетов должна была обеспечивать поражение бомбардировщика противника на расстоянии не менее 100-120 км от места вылета при использовании предварительного оповещения от системы ПВО.Рисунок Т-37
   К этому времени создателям радиолокационного оборудования на базе бортовых станций, применявшихся в системе «Ураган-1», удалось спроектировать более совершенную РЛС «Ураган-5Б» с автопилотом «Ураган-5В» и бортовым вычислителем «Ураган-БД».
    Перехватчики ОКБ А.И.Микояна рассчитывались под различные варианты силовой установки и ракетного вооружения. И-75 со стреловидным крылом - под дорабатываемые двигатели АЛ-7Ф с тягой на форсаже до 10 т, а Е-150 с треугольным крылом - под новый двигатель ОКБ-300 С.К. Туманского Р-15-300 с форсажной тягой до 11 т).
    Суховцы же сосредоточили свою работу на одном проекте тяжелого перехватчика Т-37, предполагая достичь наилучшего результата с более мощным двигателем Р-15-300 (взлетный вес самолета, возросший из-за установки более тяжелого оборудования, пожалуй, и не позволял рассчитывать на другой) и треугольным крылом, успешно отработанным на опытном истребителе Т-3.
    Т-37 и Е-150 были похожи, так как проектировались под один и тот же двигатель. Т-37 отличался очень оригинальной конструкцией. Фюзеляж был выполнен по балочнолонжеронной схеме без стрингерного набора. Продольный набор состоял из четырех мощных лонжеронов (2 вверху и 2 внизу). Цельносварная хвостовая часть фюзеляжа изготавливалась из титановых сплавов и стали. Автором конструкции являлся начальник бригады фюзеляжа К.А.Курьянский. Ведущим по макету самолета Т-37 в 1959 г. стал О.С.Самойлович.Рисунок Т-37
    Для испытаний ракеты К-9 (заводской индекс Р-38), предназначавшейся для вооружения нового перехватчика Т-37 в 1959 г. был выделен самолет Т-47-6 (Су-11).
    В декабре 1959 г. Хрущев выступил на сессии Верховного Совета СССР и провозгласил новую военную доктрину, согласно которой все вопросы решались только ракетами - авиации, флоту и сухопутным войскам отныне отводилась второстепенная роль. В 1960 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о прекращении разработок новых самолетов, разрешалось вести работы только по модернизациям, заданным ранее соответствующими Постановлениями. На научно-техническом Совете ОКБ-51 П.О.Сухой назвал самолет Т-37 «лебединой песней» ОКБ в области самолетостроения и призвал приложить все силы к выполнению темы на самом высоком уровне.
   Летом 1961 г., когда уже построенная машина готовилась к выходу на летные испытания, вышло новое Постановление правительства, согласно которому все работы по теме Т-37 прекратили, а сам самолет уничтожили. Из проходивших испытания дальних перехватчиков на вооружение авиации ПВО в 1965 году поступил лишь самолет Ту-128 с двумя двигателями АЛ-7Ф-2.

Описание
Конструкция ОКБ-51 П.О.Сухого
Обозначение Т-37
Год выпуска 1960
Тип всепогодный истребитель-перехватчик
Экипаж 1
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 19,413
Размах крыла, м 8,56
Площадь крыла, кв.м 34
Взлетная масса, кг нормальная 10600
максимальная 12000
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ТРДФ Р-15-300
Тяга двигателя, кгс максимал 6840
форсаж 10150
Летные данные (расчетные)
Максимальная скорость полета на высоте 15 км, км/ч (М=) 3000 (3)
Потолок практический, м 25000...27000
Дальность полета, км без ПТБ 1500
с ПТБ 2000
Вооружение
УР К-9

Схема Т-37

Источники информации:

  1. «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг» / Гр. авторов, М., «Машиностроение», 2000 /
  2. «Нестандартные» МиГи / Авиация №1,2 1999 /
  3. Рядом с Сухим. Воспоминания авиаконструктора / Самойлович О.С. /
  4. Советские авиационные конструкторы. / А.Н.Пономарев, 1990 /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100