
Т-37
всепогодный истребитель-перехватчик
7 и 21 марта 1957 г. вышли соответственно Постановление Совета
Министров СССР и Приказ МАП, где ряду опытных КБ (в т.ч. ОКБ-155
А.И.Микояна и ОКБ-51 П.О.Сухого) в очередной раз уточнялось задание и
корректировались сроки изготовления и предъявления на испытания отдельных
элементов системы перехвата «Ураган-5» и комплекса в целом. В частности, требовалось
построить 5 истребителей-перехватчиков (2 самолета с ракетной системой К-7с, 2 самолета
с подвижными пушечными установками и 1 с системой К-6в) и предъявить их на совместные
с Министерством Обороны испытания в IV квартале 1958 г. Перед этим автономные
заводские летные испытания истребителя с системой К-6в требовалось провести в I
квартале 1958 г., а с пушечными установками - во II квартале. Продолжительность полета самолетов должна была обеспечивать
поражение бомбардировщика противника на расстоянии не менее 100-120 км от
места вылета при использовании предварительного оповещения от системы ПВО.
К этому времени создателям радиолокационного
оборудования на базе бортовых станций, применявшихся в системе «Ураган-1»,
удалось спроектировать более совершенную РЛС «Ураган-5Б» с автопилотом
«Ураган-5В» и бортовым вычислителем «Ураган-БД».
Перехватчики ОКБ А.И.Микояна рассчитывались
под различные варианты силовой установки и ракетного вооружения.
И-75 со стреловидным крылом - под дорабатываемые двигатели АЛ-7Ф с
тягой на форсаже до 10 т, а Е-150 с треугольным крылом
- под новый двигатель ОКБ-300 С.К. Туманского Р-15-300 с форсажной тягой до 11 т).
Суховцы же сосредоточили свою работу на одном проекте тяжелого перехватчика Т-37, предполагая достичь
наилучшего результата с более мощным двигателем Р-15-300 (взлетный вес самолета,
возросший из-за установки более тяжелого оборудования, пожалуй, и не позволял
рассчитывать на другой) и треугольным крылом, успешно отработанным на опытном
истребителе Т-3.
Т-37 и Е-150 были похожи, так как проектировались под один и тот же двигатель. Т-37 отличался очень оригинальной
конструкцией. Фюзеляж был выполнен по балочнолонжеронной схеме без стрингерного набора. Продольный
набор состоял из четырех мощных лонжеронов (2 вверху и 2 внизу).
Цельносварная хвостовая часть фюзеляжа изготавливалась из титановых сплавов и
стали. Автором конструкции являлся начальник бригады фюзеляжа К.А.Курьянский. Ведущим по макету самолета Т-37
в 1959 г. стал О.С.Самойлович.
Для испытаний ракеты К-9 (заводской индекс Р-38), предназначавшейся для вооружения нового перехватчика Т-37
в 1959 г. был выделен самолет Т-47-6 (Су-11).
В декабре 1959 г. Хрущев выступил на сессии Верховного Совета СССР и провозгласил новую военную доктрину, согласно которой
все вопросы решались только ракетами - авиации, флоту и сухопутным войскам
отныне отводилась второстепенная роль. В 1960 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров
СССР о прекращении разработок новых самолетов, разрешалось вести работы
только по модернизациям, заданным ранее соответствующими Постановлениями. На
научно-техническом Совете ОКБ-51 П.О.Сухой назвал самолет Т-37 «лебединой песней» ОКБ в
области самолетостроения и призвал приложить все силы к выполнению темы на самом высоком уровне.
Летом 1961 г., когда уже построенная машина готовилась к выходу
на летные испытания, вышло новое Постановление правительства, согласно
которому все работы по теме Т-37 прекратили, а сам самолет уничтожили. Из проходивших испытания
дальних перехватчиков на вооружение авиации ПВО в 1965 году поступил лишь самолет
Ту-128 с двумя двигателями АЛ-7Ф-2.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | ОКБ-51 П.О.Сухого | |
Обозначение | Т-37 | |
Год выпуска | 1960 | |
Тип | всепогодный истребитель-перехватчик | |
Экипаж | 1 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 19,413 | |
Размах крыла, м | 8,56 | |
Площадь крыла, кв.м | 34 | |
Взлетная масса, кг | нормальная | 10600 |
максимальная | 12000 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 1 | |
Двигатель | ТРДФ Р-15-300 | |
Тяга двигателя, кгс | максимал | 6840 |
форсаж | 10150 | |
Летные данные (расчетные) | ||
Максимальная скорость полета на высоте 15 км, км/ч (М=) | 3000 (3) | |
Потолок практический, м | 25000...27000 | |
Дальность полета, км | без ПТБ | 1500 |
с ПТБ | 2000 | |
Вооружение | ||
УР | К-9 |
Источники информации:
- «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг» / Гр. авторов, М., «Машиностроение», 2000 /
- «Нестандартные» МиГи / Авиация №1,2 1999 /
- Рядом с Сухим. Воспоминания авиаконструктора / Самойлович О.С. /
- Советские авиационные конструкторы. / А.Н.Пономарев, 1990 /