Р-020 «Игла»
стратегический разведчик
По результатам летных испытаний НМ-1 в проект самолета-разведчика РСР были внесены коррективы, направленные на улучшение управляемости и увеличение надежности самолета. Эти изменения привели к тому, что по внешнему виду самолет, получивший на рабочих чертежах обозначение Р-020, достаточно сильно отличался от эскизного проекта. Так, разработчики резко (почти в два раза) уменьшили площадь горизонтального хвостового оперения; длину хвостового обтекателя с баком и тормозным парашютом также несколько уменьшили. Основной и единственной управляющей поверхностью крыла стали элероны с триммерами. При сохранении общей конфигурации, геометрические размеры самолета Р-020 также изменились: он стал несколько длиннее прототипа. В передней части носового конуса появилась штанга ПВД. Hосовая часть с антенной РЛС имела характерную диэлектрическую радиопрозрачную панель в нижней части носового обтекателя. Объективы фотоаппаратов для аэрофотосъемки во время полета закрывались большой плоской шторкой, которая при работе этих оптических приборов сдвигалась назад по направлению полета. Применение новой основной опоры шасси (вместо двухколесной опора стала четырехколесной и получила лыжу между спаренными колесами, ограничивающую проседание пневматиков при посадке) привело к отказу от использования колесных подгондольных опор. Так как новая основная опора в сочетании с двухколесной носовой обеспечивала необходимую устойчивость самолета при разбеге и пробеге, для предохранения от касаний мотогондолами полосы проектанты пошли на применение дополнительных (поддерживающих) лыж-костылей, которые вместе с гидравлическим механизмом их уборки и выпуска размещались в нижней части мотогондол характерной формы. С учетом рекомендаций ЦАГИ для увеличения аэродинамического качества самолета Р-020 разработчики сначала хотели применить концевые «ласты» за мотогондолами, но затем от них отказались, хотя на чертежах остались рудиментарные пластины, которые заметного влияния на аэродинамику самолета не оказывали.
КРАТКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ (опытный образец изд. «3-020»)
Самолет выполнен по нормальной схеме среднеплан с трапециевидным крылом малого удлинения
и двумя ТРДФ, установленными на концах крыла.
Фюзеляж с цилиндрической средней частью и коническими носовой и хвостовой частями имеет
круглое поперечное сечение с максимальным диаметром 1,5 м.
Состоит из восьми отсеков: носового кока,
приборного отсека, отсека гермокабины с двойной оболочкой и теплоизоляцией, переднего несущего топливного бака, средней
части с отсеком фотооборудования, хвостового несущего топливного бака, рулевого отсека
и кормового топливного бака.
В гермокабине в катапультируемом кресле
размещается один летчик в скафандре. Давление воздуха в кабине 780 мм рт. ст., на высоте
23 км - 460 мм рт. ст.
Для обеспечения работы фотооборудования нижняя панель средней части фюзеляжа
выполнена плоской и прозрачной.
В фюзеляже также располагается тормозной парашют и бак с пропаном для охлаждения
отсеков с оборудованием.
Крыло бесстрингерное, 16-ти лонжеронной конструкции с относительной толщиной
2,5%. Верхняя и нижняя поверхности крыла трапециевидного поперечного сечения образованы плоскими панелями.
Крыло оснащено элеронами, поворотными
закрылками и отклоняемой носовой частью. С внешней части мотогондол предусмотрены
концевые аэродинамические поверхности для снижения индуктивного сопротивления.
Хвостовое оперение цельноповоротное. Горизонтальное и вертикальное оперения 3-х лонжеронной
конструкции с профилем относительной толщиной 3,5%, с клиновидными носовой
и хвостовой частями и прямоугольной средней частью.
Шасси велосипедной схемы с двумя дополнительными лыжами-костылями под двигателями и хвостовой опорой - костылем.
Передняя основная опора двухколесная, задняя опора оснащена четырехколесной тележкой
с центральной лыжей, ограничивающей обжатие колес.
Управление самолетом - бустерное необратимое с жесткой проводкой.
Силовая установка содержит два ТРДФ Р11Ф-300 со взлетной тягой 3,7 т каждый.
Топливная система содержит шесть фюзеляжных баков, встроенных в конструкцию,
и два крыльевых подвесных топливных бака, рассчитанных на 1,3-2,2 т топлива каждый.
Пилотажно-навигационное оборудование включает:
- астроинерциальную систему;
- гировертикаль;
- курсовую систему;
- единый пилотажно-навигационный прибор;
- радиолокационный визир;
- автопилот.
- радиолокационный прицел с фотоприставкой;
- оптический прицел;
- станцию радиоразведки;
- фотоаппаратуру (АФА-33, АФА-34, АФА-40) с фокусным расстоянием 200 мм, 1000 мм, 1800 мм.
- станцию предупреждения о радиолокационном облучении;
- аппаратуру для создания активных и пассивных радиопомех.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ-23 В.М.Мясищева | |
Обозначение | Р-020 (изд.3-020) | |
Тип | Сверхзвуковой стратегический разведчик | |
Экипаж, чел | 1 | |
Геометрические и масовые характеристики | ||
Длина, м | 28,0 (28,29) | |
Размах крыла, м | 10,36 (10,7) | |
Площадь крыла, м2 | 61,5 | |
Высота самолета на стоянке, м | 4,75 | |
Масса пустого самолета, кг | 9010 | |
Взлетная масса, кг | 19870 | |
Вес конструкции планера, кг | 4050 | |
Посадочная масса, кг | 9200 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ТРДФ Р-11Ф-300 | |
Тяга двигателя, кгс | форсажная | 5750 |
номинальная | 3940 | |
Летные данные (расчетные) | ||
Максимальная скорость, км/ч (М=) | 2500-2600 | |
Посадочная скорость, км/ч | 210 | |
Дальность полета, км | 2650-2950 (4000) | |
Практический потолок, м | 23000 (22500) | |
Длина разбега, м | 1200 (1400) | |
Длина пробега, м | 1350 (600) |
Источники информации:
- «Ему бы быть ракетой» / И.Афанасьев, В.Бобков. «Ас» 1/1993 /
- «Опередившие время» / В.Максимовский. «Вестник Воздушного Флота». 6/96 /
- «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг» / Гр. авторов, М., «Машиностроение», 2000 /
- «Иллюстрированная энциклопедия ЭМЗ им.В.М.Мясищева» т.2, ч.3 / А.А.Брук, К.Г.Удалов, С.Г.Смирнов, А.В.Архипов, Б.Л.Пунтус, Авико пресс, 2001 /
- Les appareils de reconnaissance Tsybin / Рrototypes.com /