РС
стратегический подвесной бомбардировщик
Первые исследования по проблеме создания сверхзвуковых межконтинентальных
стратегических самолетов-носителей в СССР начались еще в 1952-1953 годах,
работы нацеливались на перспективу поступления во второй половине 50-х годов
на вооружение ВВС сверхзвуковой межконтинентальной авиационной стратегической
системы, способной поражать цели на территории США. Первоначально речь шла о
создании составной авиационной системы, состоящей из сверхзвукового самолета-носителя,
рассчитанного на максимальную скорость, соответствующую М=1,5-2,0, и ударного
подвесного сверхзвукового бомбардировщика, вооруженного ядерной бомбой.
Радиус действия системы должен был обеспечивать поражение целей в США без
захода самолета-носителя в активную зону поражения средств американской ПВО, а
дальность полета самолета-носителя и подвесного самолета - их возвращение на
базы в СССР или их союзников.
В июле 1954 года выходит официальное
правительственное постановление на разработку подобных систем, работы
разворачиваются в ОКБ-23 и
ОКБ-156, близкие по тематике работы ведутся в
коллективах под руководством Р.Л.Бартини,
П.В.Цыбина, подготавливает свой проект А.С.Москалев.
4 марта 1954 г. П.В.Цыбин направил в правительство предложение о создании пилотируемого сверхзвукового дальнего
бомбардировщика со скоростью полета 3000 км/ч, практическим
потолком 30 000 м и дальностью 14 000 км. Работы над аванпроектом реактивного
самолета под руководством П.В.Цыбина велись в Бюро новой техники ЦАГИ
группой специалистов в составе В.Б.Шаврова, А.С.Кондратьева, О.В.Елисеева, И.К.Костенко и др.
Несмотря на возможно завышенные характеристики, проект
вызвал большой интерес. 23 мая 1955 г. вышло постановление об организации ОКБ-256 на базе завода № 256 в г.Подберезье и
постройке PC (реактивный самолет). В руководство ОКБ вошли П.В.Цыбин, главный
конструктор, и его заместители: А.Г.Голяев - по общим вопросам, Б.А. Меркулов
- по науке, И.А.Яковлев - по спецоборудованию и системам, - а также В.Б.Шавров, начальник конструкторского отдела.
Для формирования штата создаваемого ОКБ главным конструкторам других ОКБ было дано указание выделить людей, был открыт широкий прием сотрудников, в ОКБ-
256 направлялись по распределению молодые специалисты.
На этапе аванпроекта разрабатывался самолет с передним и хвостовым оперениями и рекордно тонким (С=2,5%) трапециевидным крылом
малого удлинения с двумя прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД) на концах. На расстоянии 50 км до
цели хвостовая часть самолета с оперением, представлявшая собой крылатую бомбу на основе изделия 244Н, должна была
отделяться и планировать на цель, а самолет должен был возвращаться на аэродром базирования.
При работе над эскизным проектом схему самолета изменили
на обычную, бомбу разместили под фюзеляжем в полуутопленном положении. Собственная дальность полета PC по расчетам
не превысила 7500 км, поэтому предусматривались применение воздушного старта с самолета-носителя Ту-95Н (на удалении до 4000 км от места базирования) с последующим набором высоты
и разгоном до 3000 км/ч с помощью двух спаренных ускорителей с ЖРД и крейсерский полет на маршевых СПВРД (РД-013
тягой по 4400...4500 кгс, разрабатывавшихся в ОКБ-670 М.М.Бондарюка). Расчетная суммарная дальность полета PC составляла 12 500...13 500 км.
Эскизный проект был выпущен 31 января 1956 г.
Самолет Ту-95Н был модернизирован только в 1958 г., а с 1956 в
ОКБ А.Н.Туполева начали прорабатываться специальные сверхзвуковой
носители - самолеты «108» и «109», которые могли также оснащаться и подвесными ударными самолетами Ту-100 или «113».
В дальнейшем выяснилось, что термоядерная бомба весом не менее 3000 кг в сочетании с необходимостью
размещения на борту пилота со всеми необходимыми системами жизнеобеспечения для полета
продолжительностью несколько часов не позволяют уложиться в заданные ограничения по массе.
После успешных пусков межконтинентальных баллистических ракет
(пеpвый полет МБР Р-7 на pасчетнyю дальность состоялся 21 авгyста 1957) работы по крылатым носителям ядерного оружия
были сокращены. В ОКБ-256 разработка PC была прекращена, но продолжено проектирование его варианта 2РС - стратегического разведчика
для ведения оперативной разведки на возможном театре военных действий и в тылу вероятного противника.
Ввиду задержки работ по Ту-95Н рассматривалась возможность самостоятельного аэродромного старта для 2РС. Проект был доработан и обозначен 3РС.
Для взлета под фюзеляж 3РС предполагалось установить четыре стартовых ускорителя, а под крыло
для увеличения дальности полета — два сверхзвуковых ПТБ. Прекращение разработки Ту-95Н и отказ от воздушного старта
привели к замене силовой установки и шасси на 3РС. Работы были продолжены над проектом под обозначением РСР (реактивный
стратегический разведчик).
Изучался также проект РСС (С-30) -
беспилотный реактивный самолет-снаряд для использования на самолете-носителе А-57, проектировавшемся
Р.Л.Бартини, и Ту-95С-30 («135»).
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | ОКБ-256 П.В.Цыбина | ||
Обозначение | РС | 2РС | |
Тип | подвесной бомбардировщик | стратегический разведчик | |
Проект | 1955-56 | 1957 | |
Экипаж, чел | 1 | 1 | |
Геометрические и масовые характеристики | |||
Длина, м | 27,5 | 27,4 | |
Размах крыла, м | 9 | 9 | |
Площадь крыла, м2 | 64 | 64 | |
Высота, м | 3,2 | 3,2 | |
Стартовая масса, кг | 21160 | 20800 | |
Вес пустого, кг | 5200 | 9030 | |
Вес топлива, кг | 15600 | ||
Силовая установка | |||
Число двигателей | 2 | ||
Двигатель | ПВРД РД-013 | ||
Тяга двигателя, кгс | 4400-4500 | ||
Летные данные(расчетные) | |||
Максимальная скорость, км/ч (М=) | 3000 (2,82) | 2700 (2,54) | |
Крейсерская скорость, М= | |||
Посадочная скорость, км/ч | 245 | 230 | |
Дальность действия, км | системы | 12500-13500 | |
изделия | 7000 | ||
Высота полета, м | 28000 | 2700 | |
Вооружение | |||
Бомбы | 1 термоядерная 244Н | - |
Источники информации:
- «Ему бы быть ракетой» / И.Афанасьев, В.Бобков. «Ас» 1/1993 /
- «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг» / Гр. авторов, М., «Машиностроение», 2000 /
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- «Опередившие время» / В.Максимовский. «Вестник Воздушного Флота». 6/96 /
- Les appareils de reconnaissance Tsybin / Prototypes.com /
- «ПВРД - задание на завтра» / Е. Ерохин, «Двигатель» #1'2001 /