«119» (Ту-119)
Экспериментальный самолет с ядерной силовой установкой
Следующим важным этапом после Ту-95ЛАЛ в разработке самолета с ЯСУ
должен был стать экспериментальный самолет, получивший по КБ А.Н.Туполева обозначение «119» (Ту-119).
Предполагалось начать работы по нему в 1965 году.
Для этого самолета ОКБ-276 Н.Д.Кузнецова должно было спроектировать и построить турбовинтовой двигатель НК-14А, оборудованный теплообменниками. В 1974
году два опытных двигателя вместо штатных НК-12М должны были быть установлены на самолет Ту-95, переделанный к этому времени в
самолет «119». «Четырнадцатые» двигатели кроме стандартной камеры сгорания оснащались теплообменником для функционирования в режиме нагрева воздуха от реактора, по закрытой схеме.
Компоновка Ту-119 в определенной мере напоминала размещение агрегатов на Ту-95ЛАЛ, однако на этот раз на самолете предусматривались трубопроводы для теплоносителя, соединявшие реактор и два двигателя.
Самолет «119» должен был стать переходным к самолету с 4-мя турбовинтовыми двигателями и ядерным реактором в фюзеляже.
Работу по такому самолету намечалось начать во второй половине 70-х годов, результатом
должен был стать самолет противолодочной обороны (ПЛО), созданный на базе Ту-114. Продолжительность полета этого
самолета должна была составлять 48 часов и реально ограничивалась лишь только устойчивостью экипажа к радиационному излучению.
Но этим планам не суждено было осуществиться. В первой половине 60-х годов все работы по теме были свернуты.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | ОКБ А.Н.Туполева | |
Обозначение | «119» | |
Тип | экспериментальный самолет с ЯСУ | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | 2 |
Двигатель | ТВД НК-12М | ТВД НК-14А |
Мощность, э.л.с. | 15000 | 8900 |
Источники информации:
- Под знаками «АНТ» и «ТУ» / В.Ригмант, Авиация и космонавтика № 7.1999 /
- Ту-95 / В.Ригмант, Авиация и космонавтика № 2. 2001 /