«121»
Оперативно-стратегический беспилотный самолет-снаряд
Созданный в КБ Туполева беспилотный летательный
аппарат представлял собою цельнометаллический моноплан нормальной
схемы, выполненный в основном из традиционных авиационных конструкционных
материалов. Крыло самолета в плане было треугольной формы, с углом стреловидности
по передней кромке - 67о. Управляющие поверхности на крыле отсутствовали.
Для старта снаряда использовались стартовые твердотопливные ускорители ПРД-52 с тягой по 75000-80000 кг. Стартовые двигатели устанавливались на направляющей пусковой установки и образовывали стартовый агрегат РАТ-52. За время работы 3,75-5 секунд стартовые ускорители сообщали самолету скорость около 165-170 км/ч и выводили его на высоту около 100 метров. Ускорители, по мере падения их тяги, после отделения самолета от пусковой установки, разворачивались вокруг точек крепления к самолету и самостоятельно отделялись от него.
Маршевый двигатель при ресурсе 15 часов обеспечивал нормальную статическую тягу 10 тонн, а при форсажном режиме - до 15 тонн в течение 3 часов. Маршевая высота полета (около 20000 метров) достигалась на удалении 200-300 км от точки старта. Точность наведения самолета-снаряда на цель обеспечивалась применением инерциальной системы наведения, астронавигационной системы «Земля-АИ» и автопилотом АП-85. При достижении расчетной точки изделие «С» переводилась в пикирование под углом около 50о. На высоте порядка 2 км над поверхностью земли должен был срабатывать специальный боевой заряд типа «205», разработанный НИИ-1011. При возникновении нештатных ситуаций изделие «С» самоликвидировалось. Самоликвидация производилась при боковом отклонении от заданного курса или развороте, при внеплановом снижении ниже 15 км, при пропадании бортового питания. Для снижения опасности и предотвращения серьезных разрушений при полете над своей территорией самоликвидация производилась при «пассивном подрыве» изделия без срабатывания боевого заряда, после прохождения дистанции и перевода в пикирование самоликвидация производилась только с подрывом боевого заряда.
Перевозимая пусковая установка с фиксированным углом старта (12-15о) СТ-10 конструкции А.В.Надашкевича создавалась на базе четырехосного прицепа-тяжеловоза к автомобилю ЯАЗ-214. Пусковая установка массой 21,25 тонны буксировалась «стартовым автомобилем» со скоростью до 40 км/ч по шоссе или до 20 км/ч по грунтовой дороге. «Стартовый автомобиль» был создан на базе автомобиля ЯАЗ-210Д, выпускавшегося Ярославским автомобильным заводом с 1951 по 1959 годы, дооснащенного гидравлическим краном-манипулятором.
Кроме обеспечения старта самолета-снаряда пусковая установка использовалась и для его транспортировки. При транспортировке со снаряда снимались и крепились отдельно на ПУ консоли крыла, рули, стартовые ускорители. Боевая часть, аппаратура управления транспортировались отдельно от снаряда специальным автомобилем.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | ОКБ А.Н.Туполева | |
Обозначение | «121» («С») | |
Тип | Оперативно-стратегический беспилотный самолет-снаряд | |
Система наведения | ||
БЧ | ядерная «205» | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 24,77 | |
Диаметр фюзеляжа | 1,7 | |
Размах крыла, м | 8,4 | |
Площадь крыла, м2 | 61,19 | |
Высота самолета, м | 4,614 | |
Взлетная масса, кг | 35000 | |
Масса, кг | без ускорителей | 26200 |
пустого | 7300 | |
ускорителей | 6400 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 1 | |
Двигатель | ТРДФ КР-15-300 | |
Тяга двигателя, кгс | номинальная | 10000 |
форсаж | 15000 | |
Стартовые ускорители | ПРД-52 | |
Тяга ускорителей, кгс | 2 х 75000-80000 | |
Летные данные (расчетные) | ||
Крейсерская скорость полета, км/ч | 2775 | |
Высота полета, м | 19900-24100 | |
Максимальная дальность полета, км | 3880 |
Источники информации:
- Авиация и космонавтика № 7.1999
- Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /