«130» (Ту-130, «ДП»)
ударный беспилотный планирующий самолет
В 1957-1958 годах в КБ А.Н.Туполева начались исследовательские работы по программе
создания ударного беспилотного планирующего самолета «ДП» (дальний планирующий). Самолет
«ДП» должен был представлять последнюю беспилотную планирующую ступень ракетной
ударной системы. В качестве ракетоносителя рассматривались модификации боевых
баллистических ракет среднего радиуса действия типа Р-5 и Р-12, рассматривался вариант собственной
разработки ракетоносителя КБ.
Согласно проработок, проведенных в КБ, самолет «ДП» должен был выводиться
ракетоносителем на высоту 80-100 км, далее вся система разворачивалась на 90о и
происходило отделение планирующего самолета «ДП». После отделения производилась
одноразовая коррекция траектории «ДП», и дальше отделившийся аппарат летел к цели по
планирующей траектории, определявшейся его аэродинамическим качеством и скоростью в момент
отделения на данной высоте. «ДП», проходя плотные слои атмосферы, выходил на цель на
расстоянии около 4000 км, развивая скорость соответствующую М=10. В ходе полета по траектории
коррекция производилась с помощью автономной системы управления и аэродинамических органов
управления. На борту отсутствовала какая-либо силовая установка, питание систем должно было
осуществляться от химических источников тока и от воздушной системы баллонного питания. Для
охлаждения систем оборудования и термоядерного заряда на борту имелась система охлаждения.
Конструкция планера проектировалась по так называемой «горячей схеме» - без охлаждения.
Все температурные напряжения, связанные с кинетическим нагревом, учитывались при
проектировании элементов планера. На конечном этапе «ДП» переводился в пикирование на
цель. По сигналу высотомера на заданной высоте производился подрыв термоядерного заряда.
Преимуществом подобной ударной системы по сравнению с ракетными
стратегическими системами первого поколения была более высокая точность вывода в район цели,
при более простой и, соответственно, менее сложной системе наведения, а также обеспечение
сложной траектории полета к цели, что значительно затрудняло действия средств ПРО и
ПВО.
В течение двух лет в КБ шли интенсивные работы по проекту «ДП». К теме
были подключены многие предприятия и организации ВПК, разрабатывались новые
конструкционные материалы, технологии, удовлетворявшие требованиям длительного полета
на гиперзвуковых скоростях в условиях кинетического нагрева. Совместно с ЦАГИ
исследовались вопросы получения требуемых аэродинамических характеристик «ДП».
Совместно с ЛИИ были отработаны вопросы, связанные с созданием натурных моделей и
получением на них требуемых для «ДП» режимов полета.
В качестве первоначального практического осуществления теоретических
наработок по проекту решено было построить несколько экспериментальных летательных
аппаратов, на которых должны были быть проверены основные идеи, заложенные в проект «ДП».
Программа исследовательских работ по созданию прототипа «ДП» получила обозначение по КБ самолет «130» (Ту-130).
В ходе проектирования самолета «130» и поиска его оптимальной
аэродинамической компоновки были исследованы различные аэродинамические схемы самолета:
«симметричная» и «несимметричная», «бесхвостка», «утка» и т.д. На основании
этих исследований была построена целая серия моделей, которые прошли продувки в
аэродинамических трубах ЦАГИ, в том числе и на больших сверхзвуковых скоростях. В ЛИИ были
проведены натурные летные испытания со сбросом летающих моделей самолета «130» с
твердотопливными ускорителями с Ту-16ЛЛ. Модели были оборудованы датчиками и аппаратурой,
позволявшими получать информацию о поведении аппарата и его аэродинамических характеристиках
на различных режимах полета. Эти работы дали информацию о поведении аппарата до скоростей,
близких к М=2. Были проведены отстрелы моделей с помощью артиллерийских орудий и
газодинамических пушек. Эти испытания позволили выйти на скорости, соответствующие М=6.
После проведения большого объема теоретических и экспериментальных работ
по теме в 1959 году в КБ приступили к рабочему проектированию самолета «130». Согласно
окончательного проекта самолет «130» представлял из себя сравнительно небольшой
летательный аппарат: длина - 8,8 м, размах крыла - 2,8 м и высота - 2,2 м. Для самолета «130» была
выбрана аэродинамическая схема самолета-«бесхвостки». Он имел
клинообразный фюзеляж полуэлептического поперечного сечения с тупой носовой частью (одна
из оптимальных форм для гиперзвукового ЛА).
Низкорасположенное треугольное крыло небольшой площади с углом стреловидности по передней
кромке 75о имело по всему размаху элевоны.
Вертикальное оперение самолета состояло из двух килей: верхнего и нижнего, расположенных в задней
части фюзеляжа. На обеих половинах киля имелись тормозные щитки, открывавшиеся по схеме «ножниц», с приводом от автономной
электрогидравлической системы с питанием от химических бортовых источников тока. Профили
крыла и органов управления выполнялись клинообразными. По условиям аэродинамического
нагрева носовая часть фюзеляжа и передние кромки крыла и килей выполнялись из графита.
Конструкция планера из нержавеющей стали - «горячая». Система управления включала в
себя систему начальной коррекции траектории.
Посадка самолета «130» должна была осуществляться по команде от программной
системы управления, спуск на землю осуществлялся на парашюте с большой поверхностью купола,
контейнер которого находился в его хвостовой части. Предварительно скорость гасилась за счет
открытых тормозных щитков. В носовой части располагались агрегаты системы охлаждения
элементов системы управления. Средняя часть была занята блоками КЗА системы управления.
В опытном производстве была заложена серия из пяти экспериментальных
самолетов «130», предназначенных для проведения различных испытаний. В ходе постройки
натурные фрагменты планера, наиболее нагруженные в тепловом отношении, подвергались
термическим испытаниям в специальных тепловых камерах, с учетом расчетных тепловых нагрузок.
В 1960 году первый планер самолета «130» был готов, далее наступал этап оснащения
его необходимым оборудованием и начала работ по стыковке с ракетоносителем - модификацией ракеты
Р-12 (доработка Р-12 заключалась, помимо переделки носовой части под новый стыковочный узел, в
усилении несущего корпуса ракеты с помощью дополнительного внешнего конструктивного
экрана, разработанного КБ А.Н. Туполева).
Несмотря на явные успехи КБ в освоении новой для него тематики, все работы по
теме «ДП» и, соответственно, по самолету «130» были постепенно прекращены на основании
Постановления Совета Министров СССР от 5 февраля 1960 года за №138-48. Построенные планера самолетов
«130» частично были утилизированы, а несколько из них были переданы в КБ В.Н.Челомея. Работы по проекту «ДП» и самолету «130» были использованы в следующей,
близкой по назначению работе КБ - ракетоплане «136» («Звезда»).
Описание | |
---|---|
Конструкция | ОКБ А.Н.Туполева |
Обозначение | «130» (Ту-130, самолет «ДП») |
Тип | ударный беспилотный планирующий самолет |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина, м | 8,8 |
Размах крыла, м | 2,8 |
Высота, м | 2,2 |
Стреловидность крыла по передней кромке | 75о |
Взлетная масса (максимальная),кг | 205000 |
Летные данные (расчетные) | |
Максимальная скорость полета, М= | 10 |
Практическая дальность, км | 4000 |
Источники информации:
- Авиация и космонавтика № 10.99