
«135П»
сверхзвуковой пассажирский самолет
В 1961 году ОКБ А.Н.Туполева предложило разработать на базе сверхзвукового межконтинентального бомбардировщика «135» с двигателями НК-6
его пассажирский вариант - самолет «135П». Подобная машина могла бы
обеспечить практическую дальность полета на сверхзвуке - 6500 км (беспосадочный полет с
территории СССР в США).
В гражданском пассажирском варианте самолет «135П» способен был обеспечить пассажирские перевозки в следующих вариантах:
- в нормальном варианте выполнять перевозки 12000 кг коммерческого груза (100-120
пассажиров) на дальность 4500 - 5000 км со сверхзвуковой крейсерской скоростью
полета 2100 - 2200 км, этим обеспечивались полеты из Москвы на Дальний Восток с одной
посадкой в Иркутске или в Новосибирске, во все государства Африканского континента с
одной посадкой в Каире или в Хартуме, во все государства Юго-Восточной Азии с одной
посадкой в Кабуле или в Дели, в Нью-Йорк или Монреаль с посадкой в Рейкьявике, в Рио-де-Жанейро
с двумя посадками в Каире и в Дакаре;
- в дальнем варианте выполнять перевозки 8000 кг коммерческого груза (70-80
пассажиров) на дальность 6000-6500 км со сверхзвуковой крейсерской скоростью
полета 2100-2200 км/ч, при этом обеспечивались беспосадочные полеты по трассе Москва -
Хабаровск, Москва - промежуточная посадка под Мурманском - Нью-Йорк, полет по трассе
Москва - Нью-Йорк с промежуточной посадкой в Лондоне или в Париже;
- выполнение специальных рейсов с коммерческой нагрузкой 3500-5000 кг в смешанном
сверхзвуковом и дозвуковом режимах на дальность 7500-8000 км без посадки из Москвы в Нью-Йорк.
19 сентября 1962 года по приказу ГКАТ Туполеву в рамках опытно-конструкторских работ поручили проработать вариант СПС с двигателями НК-135 (модификация НК-6), а спустя месяц в ОКБ-156 разработали проект постановления правительства о создании будущего Ту-144. При этом за основу взяли аэродинамическую компоновку сверхзвукового бомбардировщика Ту-135 с плавающим передним горизонтальным оперением (ПГО).
Постановлением Совета Министров и ЦК КПСС (№798-271 от 16 июля 1963 года) постройку первого Ту-144 поручили ОКБ-156. Согласно документу самолет должен был перевозить 80—100 пассажиров со скоростью 2300—2700 км/ч на расстояние 4000—4500 км при взлетном весе 120—130 тонн и при перегрузочном весе с подвесными топливными баками 30—50 человек на расстояние 6000—6500 км. При этом он должен был эксплуатироваться с аэродромов 1-го класса (длина взлетно-посадочной полосы 3250 метров) при нормальном полетном весе и и с внеклассных аэродромов с диной взлетно-посадочной полосы (ВПП) свыше 3250 метров — при перегрузочном весе.
Разработка Ту-144 по схеме бомбардировщика Ту-135 продолжалась до осени 1963 года, когда стало ясно, что выбранное направление не позволит создать машину с требуемыми характеристиками и, вопреки мнению ЦАГИ, следует перейти к схеме бесхвостка.
После этого в октябре работы по СПС с двигателями НК-135 прекратили. Принятию такого решения предшествовал глубокий анализ результатов исследования по СПС как в ОКБ-156, так и в ОКБ-23, ЦАГИ и, конечно, за рубежом.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | ОКБ А.Н.Туполева | |
Обозначение | «135П» | |
Тип | Сверхзвуковой пассажирский самолет | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Двигатель | ДТРДФ НК-6 | |
Тяга двигателя (форсаж), кгс | 23500 | |
Летные данные (расчетные) | ||
Крейсерская скорость полета, км/ч | 2100-2200 | |
Практическая дальность, км | 100-120 пассажиров | 4500-5000 |
70-80 пассажиров | 6000-6500 | |
35-50 пассажиров | 7500-8000 |
Источники информации:
- Авиация и космонавтика № 11.1999
- «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах» / Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др. /
- Забытые проекты