Ту-22М3 («45-03»)
Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик
КОНСТРУКЦИЯ. Самолет Ту-22М выполнен по нормальной
аэродинамической схеме с крылом изменяемой геометрии, цельноповоротным стабилизатором и однокилевым вертикальным оперением. Конструкция планера изготовлена,
в основном, из алюминиевых сплавов.
Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей (на Ту-22М3 могут
устанавливаться в положение с углом стреловидности 20°, 30° и 65°, на самолетах
более ранних модификаций максимальный угол стреловидности ограничен величиной 60°). В
районе поворотного узла расположены аэродинамические гребни, препятствующие перетеканию воздуха к консолям.
На носке консолей по всему размаху установлены предкрылки. На задней
кромке имеются элевоны и трехсекционные закрылки, перед которыми установлены трехсекционные интерцепторы.
Дифференциально отклоняемое горизонтальное оперение обеспечивает
продольное управление самолетом и дублирует органы поперечного управления при выходе их из строя.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. На Ту-22М3 и Ту-22МР установлены ДТРДФ НК-25 (2 х 14.500/25.000 кгс).
Система управления двигателем — электрическая, с гидромеханическим дублированием.
Топливо размещено в интегральных баках, расположенных в центральной части
фюзеляжа, в нижней части киля, центроплане, неподвижной и подвижной частях крыла. Общая
емкость баков - 50.000 л, заправка выполняется в течение 25-30 мин.
В форкиле размещена ВСУ. В хвостовой части фюзеляжа имеются узлы навески двух стартовых ускорителей.
ОБОРУДОВАНИЕ. На самолете установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, включающее инерциальную
навигационную систему повышенной точности.
Система автоматического управления полетом обеспечивает полет по заданному
маршруту с выдерживанием запрограммированного профиля. В состав бортового комплекса включена ЦВМ.
Ту-22М3 оснащен прицельно-навигационной системой, включающей РЛС большой мощности
ПНА (разработчик - НПО «Ленинец»), и оптическим бомбардировочным прицелом с
телевизионным каналом, способным применяться в темное и светлое время суток.
Имеется дублированная ИНС, радионавигационное оборудование.
Маловысотный полет обеспечивает система автоматического поддержания высоты,
получающая информацию от радиовысотомера.
Для дистанционного управления оборонительным вооружением в хвостовой
части фюзеляжа, под килем, размещена РЛС и телевизионный прицел.
Средства РЭП включают системы радиолокационной разведки и оповещения об
облучении, активные системы постановки радиолокационных помех, устройства выброса
дипольных отражателей и тепловых ловушек (блоки выброса пассивных помех размещены в районе
узлов крепления поворотных стабилизаторов).
Для оповещения о подлете ракет противника в верхней части фюзеляжа, за
кабиной экипажа, расположена ИК станция с полусферическим обтекателем фасеточной
формы.
ВООРУЖЕНИЕ. Ракетное вооружение самолета Ту-22М3
состоит из одной (под фюзеляжем в полуутопленном положении), двух (под крылом)
или трех (перегрузочный вариант) УР Х-22МА,
предназначенных для поражения крупных морских и радиолокационно-контрастных
наземных целей на дальностях 140-500 км. Стартовая масса ракеты 5900 кг, длина 11,3 м,
максимальная скорость соответствует М=3.
Вооружение бомбардировщика дополнено гиперзвуковыми (М=5)
аэробаллистическими ракетами малой дальности Х-15, предназначенными для
уничтожения стационарных наземных целей или РЛС противника. Шесть ракет могут
размещаются в фюзеляже на многопозиционной барабанной ПУ, еще четыре ракеты
подвешиваются на внешних узлах под крылом и фюзеляжем.
Бомбовое вооружение, состоящее из обычных и ядерных свободнопадающих бомб
общей массой до 24.000 кг, располагается в фюзеляже (до 12000 кг) и на четырех узлах
внешней подвески на девятизамковых балочных держателях МБДЗ-У9-502 (типовые
варианты бомбовой нагрузки - 69 ФАБ-250 или восемь ФАБ-1500). В перспективе возможно
вооружение самолета Ту-22М3 высокоточными корректируемыми бомбами, а также новыми КР
для поражения наземных и морских целей.
Оборонительное вооружение - одна пушка ГШ-23 с
укороченным блоком стволов, установленных вертикально и имеющей увеличенную до 4000
выстр/мин скорострельность. Управление пушечным огнем - дистанционное, по
телевизионному и радиолокационному каналам.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | ОКБ им. А.Н.Туполева | |
Обозначение | Ту-22М3 («45-03») | |
Тип | Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик | |
Первый полет | 20 июня 1977 | |
Принятие на вооружение | 1983 | |
Объем выпуска | 268 | |
Экипаж, чел | 4 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 42,46 | |
Высота самолета, м | 11,05 | |
Размах крыла, м | x = 20 град | 34,28 |
x = 65 град | 23,3 | |
Площадь крыла, м2 | x = 20 град | 183,57 |
x = 65 град | 175,8 | |
Взлетная масса, кг | максимальная | 124000 |
со стартовыми ускорителями | 126000 | |
нормальная | 112000 | |
Посадочная масса, кг | максимальная | 88000 |
нормальная | 78000 | |
Масса топлива, кг | 53550 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ДТРДФ НК-25 | |
Тяга двигателя, кгс | максимальная | 14500 |
форсажная | 25000 | |
Удельный расход топлива на дозвуке, кг/кгс*час | 0,76 | |
Летные данные (расчетные) | ||
Скорость, км/ч (М=) | максимальная | 2000-2300 |
макс. у земли | 1050 | |
крейсерская | 930 | |
взлетная | 370 | |
посадочная | 285 | |
Практический потолок, м | 13300 | |
Дозвуковая дальность полета, км | 7000 | |
Радиус действия с боевой нагрузкой 12 т, км | на сверхзвуковой скорости | 1500-1850 |
на дозвуковой скорости у земли | 1500-1650 | |
на дозвуковой скорости по смешанному профилю | 2410 | |
Длина разбега, м | 2000-2100 (370) | |
Длина пробега, м | 1200-1300 | |
Вооружение | ||
Крылатые ракеты | 1-3 Х-22М | |
Аэробаллистические ракеты | 10 Х-15 | |
Бомбовая нагрузка, т | нормальная | 12 |
максимальная | 24 | |
Оборонительное | пушка ГШ-23 23 мм |
Источники информации:
- Авиация и космонавтика № 2.2000, 8.1999
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- Вестник Воздушного Флота. март-апрель 1997.
- «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 - CD-ROM /
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
- Ту-22М / Стратегическая авиация /
- «Гордость России». Авиационная фотоколлекция. / Лана-пресс.CD-ROM, 1997 /