Як-33
Под общим обозначением Як-33 в ОКБ-115 в начале 60-х годов велось проектирование семейства сверхзвуковых самолетов
различного назначения, практически с полностью унифицированным планером.
20 ноября 1964 г. состоялся НТС ГКАТ, который рассмотрел предложения ОКБ-115 о создании нового экспериментального самолета.
Был предложен проект экспериментального самолета Як-33 с изменяемой геометрией крыла, в вариантах дальнего перехватчика, разведчика или бомбардировщика-носителя.
В полете со сверхзвуковой скоростью консоли отклоняются вниз, повышая устойчивость пути.
Силовая установка - 3 двигателя Р27Ф-300 с тягой по 8500 кг, 2 на середине размаха полукрыла, и 1 на киле.
Взлетный вес нормальный - 33 тонны, с ПТБ 39-40 тонн. Вес топлива - 14 тонн + 6 тонн в ПТБ. Посадочный вес - 20 тонн.
Площадь крыла - 100 м2, с отклоненными консолями - 80 м2.
Размах крыла - 18,4 м, длина - 28,2 м.
В варианте перехватчика, вооружение -2 х К-100 (без ПТБ - 4). РЛС «Смерч-100».
Приказом МАП №177 от 03.05.1966 г. тов. Яковлеву было предписано: «С целью создания экспериментального самолета со скоростью ГП до 5000 км/час и дальностью полета на сверхзвуковой скорости до 6000 км ... приступить к разработке ЭП экспериментального 2-местного самолета Як-33 с изменяемой геометрией крыла и 3 турбопрямоточными двигателями, а до их отработки поставить на самолет двигатели Р25-300". Этим же приказом тов. Туманскому задавалось создание обоих этих двигателей, и турбопрямоточного, и Р25-300, по согласованным с заводом 115 ТУ».
Было предложено несколько аэродинамических компоновочных схем реализации проекта бомбардировщика: высокоплан с треугольным крылом и классическим оперением; самолет СВВП по схеме бесхвостка с треугольным крылом с двумя маршевыми двигателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа, и с шестью подъемными, размещенными между каналами воздухозаборников; самолет СВВП по схеме "утка" с треугольным крылом с двумя подъемномаршевыми двигателями в гондолах, крепящихся к законцовкам консолей крыла и шестью подъемными двигателями: четыре попарно во внешних двигательных гондолах, два в фюзеляже за кабиной пилотов. Самолет был оптимизирован для полетов на малых высотах. Материал - сталь, титан. Тип маршевых двигателей, предположительно РД36-41 и его модификации под вариант с устройством изменения вектора тяги, тип подъемных двигателей, видимо, РД36-35 или РД36-38. Вооружение - одна ракета
- X-22 или X-30. Экипаж - 2 человека: летчик и штурман.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | ОКБ А.С.Яковлева | ||
Обозначение | Як-33 | ||
Тип | Сверхзвуковой ракетоносец | ||
Компоновка | бесхвостка | "утка" | |
Экипаж, чел. | 2 | ||
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина самолета, м | 26,375 | 27,0 | |
Размах крыла, м | 10,25 | 11,0 | |
Взлетная масса, кг | нормальная | 32000 | |
максимальная | 40000 | ||
Силовая установка | |||
Число двигателей | маршевые | 2 | 2 |
подъемные | 6 | 6 | |
Двигатель | маршевые | ТРД РД36-41 | |
подъемные | ТРД РД36-35/РД36-38 | ||
Тяга двигателя, кгс | маршевые | 16150 | |
подъемные | |||
Летные данные (ТЗ) | |||
Дальность полета, км | 4000 | ||
Скорость полета, М | максимальная | 3 | |
крейсерская | 2 | ||
Вооружение | |||
УР «воздух-земля» | 1 X-22 или X-30 |
Источники информации:
- Проекты боевых самолетов ОКБ Яковлева / «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг» /
- Долгая дорога к Ту-160 / В.Ригмант, «Авиация и космонавтика» 7.2005 /
- Из истории авиации / форумы авиабазы /