X-1
экспериментальный ракетоплан
Еще в 1943 году на совместном заседании представители ВВС, ВМС и
промышленности США наметили программу исследований летательных аппаратов с высокими
скоростями полета в интересах создания боевых самолетов. Одной из основных причин этого
послужило создание в Германии реактивного истребителя Ме-262 и ракетного Ме-163. Из-за
перегруженности промышленности массовым производством боевых самолетов, лишь фирма
«Белл» согласилась проводить эти исследования. 30 ноября 1944 с ней было подписано соглашение о
строительстве опытного самолета (первоначальное обозначение МХ-524, затем МХ-1, ХS-1 и последнее - Х-1) и
проведении исследований его характеристик на околозвуковых скоростях полета. В конце 1944 года
группа конструкторов под руководством Р.Вудса приступила к проектированию Х-1.
При этом использовались материалы трофейного проекта DFS-346 фирмы SIEBEL
(Германия). По расчетам доктора Феликса Крачта, главного конструктора проекта, DFS-346 с двухкамерным ЖРД Walter HWK
109-509C тягой по 2000 кгс должен был достичь скорости 2,5М и высоты 35 км.
Сначала на опытном образце X-1, построенном в январе 1946, было выполнено большое
количество безмоторных (жидкостной реактивный двигатель (ЖРД) фирмы «Риэкшн моторз» еще не был готов) полетов для снятия аэродинамических характеристик. Х-1 стартовал (отделялся от
носителя с помощью бомбосбрасывателя) с бомбардировщика В-29 «Superfortress» фирмы
«Боинг», планировал и приземлялся на аэродром.
9 декабря 1946 С.Гудлин облетал второй экземпляр с двигателем. В двадцатом полете была достигнута
скорость М=0,8. Через год, 14 октября 1947 года, летчик Ч.Егер впервые на Х-1 превысил скорость звука
(М=1,05). До января 1949 года было выполнено еще около 80 полетов. Последний был выполнен при
самостоятельном старте с земли с половинным запасом топлива. В 1948 году на Х-1 была достигнута скорость 1556 км/ч на высоте 14000 м. В 1949 году максимальная высота - 21383 м.
Всего было изготовлено три самолета Х-1. Первый был передан в музей в 1949 году, а второй к 1955 году был модернизирован и получил наименование Х-1Е.
9 ноября 1951 года при рассоединении с самолетом-носителем после совместного полета взорвался X-1-3, уничтожив и EB-50A.
Осенью 1947 года ВВС заказали фирме Bell четыре усовершенствованных самолета: Х-1А (No.48-1384), Х-1В (48-1385), Х-1С (не строился и номер ему не присваивался), и X-1D (48-1386).
Все эти самолеты имели серьезные отличия от первых Х-1. На них установили обычные фонари, выступающие за контуры фюзеляжа, что упростило процесс посадки летчика в кабину и улучшило обзор. Длина фюзеляжа самолетов увеличилась на 1,4 м, за счет установки новых баков увеличенной емкости. Запас топлива увеличился на 2680 кг. Время работы двигателя составляло 4,2 минуты. Самолеты серьезно потяжелели, и для них пришлось делать новый носитель на базе бомбардировщика В-50А.
Самолет Х-1А предназначался для полетов на больших скоростях; В - для исследования аэродинамического нагрева; D - имел новую топливную систему с турбонасосом низкого давления.
22 августа 1951 года во время подготовки к полету X-1D на нем произошел взрыв. X-1D загорелся и был сброшен, а его пилот - эвакуирован на самолет-носитель EВ-50А.
В январе 1953 года на базу Мюрок прибыл самолет Х-1А. На этом самолете планировалось достичь скорости полета М=2. Испытания проводил Чарльз Егер. В первых трех полетах, проведенных по заранее разработанной программе, им были последовательно достигнуты скорости, соответствующие числу М=1,3 на высоте 13700 м, М=1,5 на высоте 18300 м и М=1,9 на высоте 18300 м.
В четвертом полете 12 декабря 1953 года Егер, отцепившись от носителя, разогнался и набрал высоту 18300 м, после чего начал переходить в горизонтальный полет; число М полета при этом увеличилось до 1,4. На высоте 21400 м самолет летел почти горизонтально со скоростью М=1,9 и продолжал увеличивать ее на 50 км/ час в секунду. На высоте 23200 м самолет достиг числа М=2,51, что соответствует истинной скорости 2655 км/час и скорости по прибору около 710 км/ час. Столь малое значение приборной скорости вызвано высоким разрежением атмосферы на большой высоте. При движении с такой скоростью самолет вел себя устойчиво, но после выключения двигателя стал неуправляемым и начал беспорядочно падать. Егер потерял сознание. Через 51 секунду он оказался на высоте 7500 м, скорость уменьшилась до 270 км/час, самолет резко задрал нос и должен был пойти в обратный штопор, перегрузка достигала 11g. В этот момент Егер пришел в себя, и ему удалось вывести самолет из штопора и благополучно приземлиться.
26 августа 1954 года на самолете Х-1А был установлен неофициальный мировой рекорд высоты полета - 27584 м.
После того, как военные закончили свою программу, Х-1А передали в распоряжение пилотов NACA. 8 августа 1955 года, за 17 секунд до отделения от носителя, на борту Х-1А произошел небольшой взрыв. Вышла из строя топливная система. Пилоту Джозефу Уокеру удалось выбраться из кабины Х-1А и перейти в кабину В-50. Носитель во время взрыва не пострадал. Согласно инструкции, посадка с подвешенным Х-1 была запрещена, и командир носителя сбросил Х-1А.
Инженеры тщательно проанализировали все произошедшие аварии и пришли к выводу, что всему виной были кожаные прокладки, используемые в системе подачи жидкого кислорода.
Самолет Х-1В совершил первый полет 14 августа 1955 года. В последних четырех полетах на самолет установили газоструйную систему управления. Испытания самолета закончились в 1958 году. Машину списали 27 января 1959 года из-за трещин в баке. Всего на Х-1В совершили 27 полетов.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | Bell Aircraft Corp. | ||
Обозначение | X-1 | ||
Модификация | X-1 | X-1А | X-1B |
Первый полет | 1946 | 1953 | 1955 |
Тип | Экспериментальный самолет | ||
Экипаж, чел. | 1 | ||
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина самолета, м | 9,45 | 10,85 | 10,85 |
Высота самолета, м | 3,26 | ||
Размах крыла, м | 8,54 | ||
Площадь крыла, м2 | 12,1 | ||
Максимальная взлетная масса, кг | 6354 | 8165 | 7711 |
Масса пустого самолета, кг | 2219 | 3170 | 3402 |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | 525 | 675 | 637 |
Силовая установка | |||
Число двигателей | 1 | ||
Двигатель | ЖРД Reaction Motors E6000-C4 | ||
Тяга двигателя, кгс | 2720 | ||
Тяговооруженность | 0,4 | 0,3 | 0,31 |
Время работы двигателя, мин | 2,5 | 4,2 | — |
Масса топлива, кг | 2310 | 4990 | — |
Летные данные | |||
Максимальная скорость полета (на высоте), км/ч | 1556 | 2655 (21300 м) | 2570 |
Максимальное число Маха | 1,46 | 2,50 | 2,42 |
Динамический потолок, м | 21383 | 27450 | 28651 |
Посадочная скорость, км/ч | 290 | 320 | — |
Источники информации:
- "Энциклопедия вооружений" / "Кирилл и Мефодий", 1998- CD-ROM /
- Реактивные самолеты Люфтваффе / А.А.Запольскис, 1999 /