GD

X-2 Starbuster
Ракетный самолет

X-2 Starbuster     Проведя первую серию испытаний самолетов Х-1 специалисты фирмы «Белл» в 1949 году начали проектирование нового ракетного самолета Х-2 для исследований аэро- и термодинамических явлений на скоростях с числом М~3. Им помогали их коллеги из Национального координационного комитета по авиации NACA и ВВС США. Предполагалось, что постепенно, по мере модернизации, Х-2 сможет достигнуть высоты в 60 километров. На корпусе самолета, выполненном из нержавеющей стали, были установлены приборы для сбора информации о влиянии нагрева на конструкционные материалы.
X-2 Starbuster     Первый опытный образец Х-2 был построен в 1952 году. Как обычно, сначала в июне 1952 были выполнены несколько планирующих полетов со специально приспособленного самолета-носителя Boeing В-50 и облет с работающим двигателем. Однако вторая попытка полета с запуском двигателя привела к катастрофе. 12 мая 1953 года во время заправки Х-2, который находился еще в бомбоотсеке В-50, экспериментальный самолет взорвался. X-2 был сброшен и сгорел в воздухе. От взрыва погибли летчик-испытатель фирмы Bell Jean Ziegler и Frank Wolko - член экипажа самолета-носителя EB-50A, находившиеся в бомбовом отсеке.
    После этого испытания были прерваны до конца 1955 года, когда был готов второй экземпляр Х-2. Его первый полет с работающим двигателем состоялся 18 ноября 1955 года. В июле следующего была достигнута рекордная скорость в горизонтальном полете (3360 км/ч), а 7 сентября - высота 38430 м. Во время следующего вылета 27 сентября 1956 г., достигнув рекордной скорости 3,2М, которая не была превышена до 1961 г., самолет потерпел катастрофу, а пилот капитан Милбурн Г. Апт погиб.
    Потеря самолёта, который оценивался в 3 млн долларов, прервала исследования, проводимые ВВС США и NASA с помощью экспериментальных самолётов в области больших скоростей и высот полёта. Причины катастрофы выяснить не удалось.
    Х-2 представляет собой моноплан классической схемы с низкорасположенным стреловидным ( ~ 40 гр) крылом, имеющим острую переднюю кромку. Крыло оснащено носовыми щитками, расположенными приблизительно на 2/5 длины передней кромки, а также обычными элеронами, снабженными триммерами. Стабилизатор - стреловидный, управляемый, а киль - прямой, с рулем направления. Фюзеляж (длиной около 12 м) в центральной части имеет форму, близкую к цилиндрической, а передняя и хвостовая части-конусообразную. На верхней и нижней поверхностям фюзеляжа находятся два больших продольных обтекателя, которые закрывают коммуникации и оборудование системы управления, а также выпускаемую во время приземления лыжу (в первом опытном образце). Крыло и оперение выполнены из нержавеющей стали, а фюзеляж - из легированной молибдено-никелевой стали. Поскольку Х-2 стартует в воздухе с оборудованного соответствующим образом бомбардировщика Boeing В-50, шасси Х-2 предназначено лишь для посадки и рассчитано на небольшие нагрузки. У первого экземпляра самолета шасси состояло из одноколесной передней стойки и лыжи, выполняющей роль колеса главного шасси. Во втором опытном экземпляре использовались уже две лыжи, которые при необходимости убирались в крыло.
    Предназначение самолета для полетов на больших скоростях и высотах потребовало разработки безотказного и безопасного способа катапультирования пилота в случае аварии. В своем выборе конструкторы остановились на варианте отделения всей кабины от самолета. Кабина имела теплоизоляционное покрытие и стационарное переднее остекление, состоящее из двух стекол. Стекла не только сохраняли свои свойства до температуры 540 oС, но и поглощали инфракрасные лучи. В целях уменьшения солнечного нагрева конструкции и увеличения интенсивности теплоотвода в окружающую среду самолет покрашен в белый цвет.
    В самолете использован восьмикамерный ракетный двигатель XLR-25-CW-1 фирмы Curtiss-Wright с максимальной тягой ~71,10 кН. Двигатель был оснащен насосами для подачи топлива (этиловый спирт и жидкий кислород), а также оборудованием для запуска, выключения и регулирования тяги двигателя во время полета. Емкость топливных баков обеспечивала работу двигателя в течение 2,3-6,0 мин.

Описание
Разработчик Bell
Обозначение X-2
Тип Экспериментальный самолет
Экипаж, чел. 1
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 13, 41
Высота самолета, м 4,13
Размах крыла, м 9,76
Площадь крыла, м2 24,30
Максимальная взлетная масса, кг 13000 (11300)
Масса пустого самолета, кг 7300-8200
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 535
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ЖРД Curtiss-Wright XLR-25-CW-1
Тяга двигателя, кгс 6804 (7250)
Тяговооруженность 0,54
Время работы двигателя, мин  
Масса топлива  
Летные данные
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч 3360
Максимальное число Маха 3 (3,2)
Динамический потолок, м 38430

Сброс X-2 с B-50X-2 и B-50
схема X-2

Источники информации:

  1. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
  2. Vojenska latadla / Vaclav Nemecek, 1982
  3. Фотогалерея NASA

Рейтинг@Mail.ru Топ-100