
CL-400 «Suntan»
стратегический разведчик
Начало разработке стратегического самолета-разведчика
Blackbird было положено работавшим в США английским инженером Рандольфом Самуэлем Рэем, направившим в марте 1954-го Командованию по научным исследованиям и перспективным разработкам ВВС США предложение по созданию комбинированного реактивного двигателя с использованием
cжиженных кислорода и водорода. После его изучения права на практическое использование предложенного принципа создания тяги приобрела в октябре 1955-го двигателестроительная фирма
«Гаррет корпорейшн».
Для оценки перспективной двигательной установки на конкретном летательном аппарате фирма
«Гаррет» заключила двухмесячный субконтракт с калифорнийским отделением концерна «Локхид». В качестве силовой установки были предложены двигатели на жидком водороде, разработанные фирмой
«Гаррет», Rex 1, Rex 2 и Rex 3. Результатом работы проектировщиков
«Локхида» явился предварительный проект самолета под обозначением CL-325-1 с силовой установкой из двух Rex 3 тягой по 2040 кгс.
CL-325-1 представлял собой самолет с веретенообразным фюзеляжем длиной 46,73 м и прямым тонким крылом размахом 24,35 м. При взлетной массе 20 732 кг он должен был преодолеть расстояние 5630 км на высоте 30,5 км со скоростью, соответствующей числу М=2,25. В ходе дальнейшей детальной проработки появился вариант самолета CL-325-2, отличавшийся размерами и размещением части топлива в подвесных топливных баках.
Но трудности, связанные с практической реализацией машины с кислородно-водородным двигателем, поубавили энтузиазм у представителей ВВС, и к середине 1957-го интерес к этому проекту пропал. В это же время специалисты отдела перспективных проектов во главе с его директором легендарным Клэрэнсом Л.
«Келли» Джонсоном и ведущим специалистом по перспективным силовым установкам Бенжамином Ричем предложили очередной усовершенствованный проект сверхсамолета с силовой установкой на водородном топливе.
Проект, получивший фирменное обозначение CL-400, задумывался как высотный сверхзвуковой разведчик с крейсерской скоростью, в 2,5 раза превосходившую звуковую, и расчетной дальностью полета около 4023 км. Длина самолета равнялась 50,25 м, размах крыла - 25,53 м, взлетная масса
- 31 732 кг. Целевое назначение машины специалисты «Локхида» выбрали для заключения с ВВС секретного контракта с целью создания самолета за счет средств, выделенных ЦРУ в апреле 1956 г. на сверхсекретную программу
«Suntan» - разведчик с силовой установкой на жидком водороде.
Эта затея удалась. По контракту, рассчитанному на 18 месяцев, «Локхид» обязывалась разработать конструкторскую документацию и подготовить к испытаниям два прототипа, которые впоследствии должны послужить эталоном для изготовления серии из шести машин. Главным требованием ЦРУ к новому самолету, предназначенному для развития успеха, достигнутого предыдущим разведчиком
U-2, стала неуязвимость от средств ПВО в сочетании с комплексом высокочувствительного разведывательного оборудования.
Новый самолет в отличие от предшественника, рассчитанного на ведение разведки с высот, недоступных истребителям со стрелково-пушечным вооружением, планировался для разведки объектов, прикрытых зенитными комплексами ПВО и перехватчиками с управляемым ракетным оружием.
После подписания контракта у проекта «открылось второе дыхание», и конструкторы «Локхида» заработали в лихорадочном темпе.
В середине 1957 ВВС ассигновали на эту программу почти $ 500 миллионов (в ценах 1992), а общие затраты в
конечном счете составили целых $ 1.2 миллиарда. Несмотря на то, что к этому времени удалось решить многие конструктивные проблемы, Келли Джонсон в октябре 1957-го предложил вести дальнейшую разработку самолета-разведчика с реактивными двигателями на традиционном авиационном топливе.
Новому самолету предстояло совершать длительные полеты с еще большей сверхзвуковой скоростью, а это невозможно без мощной, надежной и в то же время экономичной силовой установки. Первоначально предусмотренный водородный двигатель не отличался сложностью. Трудность заключалась в обеспечении эксплуатации самолета с таким
«капризным» и опасным топливом. Даже через 40 лет работы над подобными двигателями в авиации не вышли из стадии экспериментов.
В то время считалось, что турбореактивные двигатели доживают свои последние дни: при полете со скоростями, соответствующими числам М=2,5-4,2, предпочтение отдавалось сверхзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателям (СПВРД). Исследования показали, что на скорости, более чем в
3 раза превышающей звуковую, при торможении воздушного потока на входе в воздухозаборник, а затем в подводящем канале его полное давление повышается почти в 30 раз. Получалось, что на таких скоростях воздушно-реактивный двигатель может работать и без компрессора в режиме СПВРД.
Но для того, чтобы СПВРД заработал, самолет нужно предварительно разогнать до скорости, как минимум, в два раза превышающей звуковую. Этого можно добиться несколькими способами: снабдить самолет ускорителем, разгонявшим его до необходимой сверхзвуковой скорости, или вспомогательным ТРД. Такая комбинированная силовая установка СПВРД+ТРД была применена на французском экспериментальном самолете
«Гриффон».
В конкурсе на разработку самолета-разведчика по программе «Suntan», кроме «Локхид эркрафт корпорейшн» приняли участие
«Дженерал дайнемикс» и ВМС США. Проект двухместного разведчика «Fish» с СПВРД и крылом оживальной формы,
представленный концерном «Дженерал дайнемикс», имел расчетную скорость М=6. Проект,
предложенный специалистами ВМС, предусматривал набор летательным
аппаратом Gusto высоты с помощью аэростата с последующей отцепкой и запуском маршевого СПВРД. Хотя «Fish» получил в сентябре 1958 наибольшее одобрение,
реализация этих проектов была сопряжена с техническим риском.
Поскольку CL-400 не выполнял новым требованиям ВВС по дальности в 3300 миль (5300 км), работы по
нему были завершены в феврале 1959. К этому моменту было построено 4 опытных образца. Но о
существовании проекта ничего не сообщалось до 1973 г. Наработки же по водородному
двигателю позднее были использованы в ракетно-космической технике и, возможно, в
проекте «Аврора».
В конце ноября фирмам Lockheed и Convair предлагается создать проекты сверхзвуковых
стратегических разведчиков с двумя мощными ТРД Pratt & Whitney J58. Проект получает
кодовое обозначение GUSTO. Итогом стало создание первого Blackbird - стратегического
разведчика A-12.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | Lockheed | |
Обозначение | CL-325-1 | CL-400 |
Тип | Стратегический разведчик | |
Экипаж, чел | 2 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 46,73 | 50,25 |
Длина фюзеляжа, м | 48,8 | |
Высота самолета, м | 9,15 | |
Размах крыла, м | 24,35 | 25,53 |
Площадь крыла , м2 | 223,26 | |
Относительное удлинение | 2,5 | |
Взлетная масса, кг | 20 732 | 31 732 |
Вес пустого, кг | 22000 | |
Вес топлива, кг | 9700 | |
Полезная нагрузка, кг | 680 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | 2 |
Двигатель | ТРД Rex 3 | ПВРД Pratt & Whitney JT9 (304-2) |
Тяга двигателя, кгс | 2043 | |
Летные данные (расчетные) | ||
Максимальная скорость полета (на высоте), М= | 2,25 | 2,5 |
Потолок, м | 30500 | |
Дальность, км | 5630 | 4023 |
Вооружение | ||
Вооружение | нет |
Источники информации:
- Тайна «Черных дроздов» / Николай Сойко /
- Suntan / Adrian Mann 2000 /
- Mystery aircraft history
- The Oxcart Story