SR-71 «BlackBird»
стратегический разведчик
Good bye, SR !
Количество «боеспособных» разведчиков уменьшалось на протяжении
почти двух десятков лет, причем далеко не только в результате «естественной»
убыли в результате катастроф. Причина была более банальная - огромная стоимость
эксплуатации и нехватка запасных частей. Расходы на содержание одной эскадрильи SR-71
равнялись затратам на поддержание в летном состоянии двух авиакрыльев тактических
истребителей; к примеру, затраты на один разведывательный полет, с учетом
предполетного технического обслуживания, привлечения к выполнению задания
самолетов-заправщиков составляли 8 млн. долл. Изготавливать периодически
выходившие из строя узлы и агрегаты разведчиков не представлялось возможным, поскольку всю технологическую оснастку давно продали на
металлолом; в результате пришлось пойти на «каннибализацию», по крайней мере,
одного разведчика и снятие всего ценного с «недобитых» в авариях машин. Еще одним
«пунктом обвинения» стала уязвимость высотного трехмахового самолета от
советских ЗРК «Круг-М». В общем, к концу 80-х годов вопрос о снятии с вооружения ВВС
США самолетов SR-71 А назрел. Первым шагом стало уменьшение в 1988 г. флота находящихся в строю SR-71 А до
четырех машин: двух в Англии и двух - на Окинаве.
В то же время, с ликвидацией «Черных птиц» Стратегическое авиационное командование лишалось глаз. Считалось, что на смену SR придут
спутники, однако космическая разведка ходит по другому ведомству, в то время как командование
САК желало иметь собственные «глаза». Одно время альтернативой SR-71 считался полумифический
самолет «Аврора», якобы
имеющий крейсерскую скорость М=5. На рубеже 90-х годов в авиационной прессе появилась масса
публикаций, посвященных «Авроре», нашлись очевидцы, которые видели в полете
этот самолет, затем шум затих. Официальных комментариев о
программе «Аврора» так и не пoявилось, сегодня можно лишь говоритъ о том, что на
вооружении такого самолета нет. В «Аврору» (если таковая существовала) не
верили многие офицеры ВВС, причастные к стратегической разведке, соответственно,
они отчаянно боролись за продление срока службы SR-71А. Тем не менее, весной 1989 г. такое решение было принято -
с 1 октября 1989 г. разведчики снимались с вооружения САК ВВС США. Осенью в летном
состоянии находилось всего три машины, фактически процесс вывода разведчиков из
эксплуатации уже заканчивался. Большую часть машин передали в музеи, а три самолета
поставили на консервацию. Интересно, что ярым сторонником консервации являлся
начальник штаба ВВС генерал Уэлч, в то время как Конгреcc пытался сохранить в
эксплуатации хотя бы два-три самолета. Конгрессмены подготовили специальный
документ «Защита национальных ценностей, в котором отмечалось:
- военная необходимость в дальнем, выживаемом, пилотируемом аппарате продолжает сохраняться;
- SR-71 может использоваться для выполнения своей задачи еще многие годы; замены этому аппарату не предвидится;
- в случае отмены программы SR-71 американские разведывательные службы понесут серьезный урон.
Впрочем, позиция Уэлча объяснима - генерал
экономил деньги, которых в период «перестройки и гласности»
катастрофически не хватало не только Советской Армии. Финансирование же
программы SR-71 осуществлялось исключительно в рамках бюджета ВВС, хотя получателями
информации наряду с командованием САК являлись ВМС, ЦРУ, политическое руководство
страны. Налицо - явная несправедливость. Тем более, что ассигнования на содержание
разведывательных спутников и самолетов U-2 осуществлялось из специальных федеральных
фондов. Оппонентом Уэлча выступал командующий САК генерал Чэйн. Его слова: «снятие с вооружения SR-71 - это
трагедия» - лучше всего характеризуют настроения в кругах «стратегов».
Сторонники сохранения SR-71 на вооружении
высказывали следующие аргументы: оборудование разведчиков и
спутников-шпионов примерно идентично, однако самолеты не «привязаны» к
фиксированным орбитам, за счет чего обладают большей гибкостью применения; за
один виток спутник просматривает достаточно узкую полосу и для обзора
обширного региона (к примеру - Персидского залива) требуется значительное время, в то
время как SR-71 способен выполнить подобную работу в одном полете; в случае военного
столкновения между сверхдержавами спутники могут быть выведены из строя в
первые часы; наконец - спутник еще дороже, чем недешевый SR.
Гражданские лица из высшего эшелона власти предприняли последнюю попытку сохранить разведчики на вооружении -
передать самолеты авиации Национальной гвардии США. Предложение комиссии палаты
представителей Конгресса явилось полной неожиданностью как для ВВС, так и для
Национальной гвардии. Естественно, что это попытка провалилась.
Под занавес карьеры творение «скунсовцев» вновь «взбрыкнуло»: 20 апреля через 15 минут после взлета в Милденхэлле экипаж
разведчика вынужден был из-за механических неполадок в створке ниши носовой опоры
шасси прервать полет и вернуться на базу; на следующий день - 21 апреля 1989 г. - SR-71 из «подразделения 1» с Окинавы упал в
Южно-Китайское море, по словам катапультировавшегося летчика (подполковник Дэн Хоас), причиной
катастрофы послужило разрушение правого двигателя, куски развалившегося мотора
повредили гидросистему, и в результате произошел полный выход из строя системы
управления. После катастрофы полеты трех еще остававшихся в эксплуатации (один в
Кадене и два - в Милденхэлле) временно приостановили. Официально регулярные
полеты всех самолетов SR-71, в связи с выводом их из эксплуатации, прекратились 22 ноября
1989 г. По-видимому, последние разведывательные полеты выполнил самолет с
серийным номером 64-17967 16 и 20 ноября 1989 г. из Милденхэлла. 18 и 19 января 1990 г. в США из Англии перелетела пара базировавшихся в
Милденхэлле разведчиков (серийные номера - 64-17964 и 64-17967). В рамках подготовки к перелету
7 декабря 1989 г. самолеты выполнили по одному тренировочному полету продолжительностью
около двух часов с выполнением дозаправки в воздухе. На обратном пути в Штаты самолеты
пилотировали экипажи в составе: летчиков - майоров Тома Макклири и Дона Уоткинса,
операторов - подполковника Стэна Гудмандсена и майора Боба Фоулкса.
Последние два специализированных «SR'ровских» заправщика KC-135Q покинули Милденхэлл также 19
января с гражданскими и военными пассажирами на борту - «подразделение 4» прекратило свое существование.
Торжественные проводы разведчиков на «пенсию» состоялись на авиабазе Бил в
начале марта 1990 г. На взлетную полосу выкатили все 11 стратегических разведчика,
имевшихся на тот момент в 9-м SRW. Сенат США постановил в мае 1990 г. передать на
консервацию шесть самолетов и шесть комплектов разведывательного обрудования
с возможностью возобновления эксплуатации через 90 дней после принятия
соответствующего решения. Но Пентагон оставил у себя лишь три машины - еще три
передали NASA. Министр обороны Чейни сумел добиться пересмотра решения принятого
сенатом: «Просто невозможно держать в постоянной готовности летчиков,
специалистов по планированию полетов и обслуживающий персонал без нового,
постоянного, задания. Мы не сможем больше эксплуатировать самолеты SR-71.»
Сторонники сохранения на вооружении SR'ов до сих пор убеждены -самолет отправила на
пенсию «истребительно-бомбардировочная мафия ВВС» во главе с Уэлчем.
Чейни ошибался, как ошибались и те, кто
принимал решение о выводе разведчиков из эксплуатации. «Буря в Пустыне» в полной
мере продемонстрировала силу аргументов защитников стратегических разведчиков -
спутники не смогли заменить самолеты. Маятник качнулся в обратную сторону: начались разговоры о необходимости
повторного ввода в строй SR-71А.
Непосредственным поводом принятия решения о вводе в строй разведчиков послужили
ядерные испытания в КНДР, которые состоялись в начале 1994 г. Сенатор Роберт Бид
направил фирме Локхид-Мартин запрос о возможности возобновления эксплуатации «Черных птиц».
- Запросто, - ответили на фирме. Только дайте нам 100 миллионов на приведение машин в
пригодное к полетам состояние.
Деньги нашлись, и в конце 1994 г. был подписан контракт на расконсервацию трех самолетов и подготовку их к началу
ограниченной эксплуатации с середины 1995 г.
Существует, правда, еще одна версия изменения отношения к SR-71A - полный провал программы «Аврора» и высотного
малозаметного дозвукового БПЛА («Тиер-3 минус»)с размахом
крыла в 45 м. БПЛА разрабатывали совместно инженеры Боинга и Локхида. В программу
вгрохали сотни миллионов баксов, но в 1994 г. все работы по БПЛА свернули.
Программа повторного ввода в строй разведчиков началась в январе 1995 г., 12
января хранившийся в NASA самолет с серийным
номером 64-17971 совершил пятиминутный перелет с базы Эдвардс на заводской аэродром в
Палмдэйле, а 26 апреля состоялся первый официальный полет «расконсервированного» SR-71A, в августе
полетел второй самолет. Всего планировалось повторно ввести в строй все
три законсервированных машины, но в состояние, пригодное к полетам, привели
только два разведчика. Перед возобновлением эксплуатации самолеты
прошли модернизацию, в ходе которой на них были установлены приемники обмена данными
о тактической обстановке и аппаратура передачи разведывательной информации на
землю в реальном масштабе времени.
Первый «восстановленный» разведчик передали ВВС 28 июня 1995 г. Все три самолета в
настоящее время базируются на авиабазе Эдвардс и числятся на вооружении родного
для них 9-го SRW. Местом базирования выбрали Эдвардс, а не Бил из-за того, что только в
главном испытательном центре страны можно было обеспечить техническое обслуживание
самолетов, там же находились тренажеры SR'ов. К последствиям поспешно принятого в 1989 г.
решения следует отнести и проблему с экипажами: в 1995 г. в ВВС продолжали служить
всего пять летчиков, летавших на «трехмаховых» разведчиках, и четверо операторов
разведывательного оборудования.
Источники информации:
- Черная птица Кларенса Джонсона / М.Никольский. Авиация и космонавтика 10/2000 /
- «SR-71 Blackbird in action» / Drendel, Lou, 1982 /
- Тайна «Черных дроздов» / Николай Сойко /
- The online Blackbird Museum