North American

RA-5C Vigilante
палубный разведчик

    Отказ военных от палубных стратегических самолетов привел к тому, что ударный самолет А-5 стали приспосабливать к выполнению задачи дальнего проникновения.RA-5C на палубе авианосца
    29.04.1962 г. состоялся облет опытного образца YA-5C (A3J-3P), а 30 июня - первого серийного разведчика RA-5C. Было выпущено 43 разведчика, а затем 43 сохранившихся самолета модификации А-5А (53) и А-5В до января 1968 г. были также переоборудованы в самолеты-разведчики RA-5C.
    В июне 1964г. модели RA-5C «Виджилент» получила эскадрилья американских ВМС, которая дислоцировалась на борту корабля США «Рэйнджер». И вскоре RA-5C стали совершать разведывательные полеты над южным Вьетнамом с авианосцев в Тонкинском заливе. Позднее RA-5C появились и над северным Вьетнамом, получив наибольший процент потерь из всей авиации ВМФ США в этой войне. Из 18 сбитых разведчиков:

    Большие потери от зенитного огня были вызваны тем, что RA-5C зачастую летали на проверку результатов подавления ПВО ДРВ. Из-за потерь во Вьетнаме ВМФ в 1968 г. разместил дополнительный заказ на 46 разведчиков. В августе 1970 был построен последний - 36-й самолет. Всего было изготовлено 6 опытных образцов и 71 (55) серийных самолетов RA-5C.
    В 1979-80 последние разведчики «Виджилент» были сняты с вооружения.

Описание самолета. Конструкция RA-5C аналогична A-5B. Дополнительная серия самолетов отличалась наплывом от крыла к верхней губе воздухозаборника.
Двигательная установка. На самолетах модификации RA-5C устанавливались двигатели J79-GE-10 тягой 5395/8120 кГс. Посадка на авианосец
    Благодаря увеличению строительной высоты фюзеляжа за кабинами экипажа увеличена емкость переднего бака. На самолете RА-5С (при использовании его для выполнения чисто разведывательных заданий) в бомбовом отсеке можно дополнительно разместить 2-3 топливных бака, а также подвесить на подкрыльных пилонах (вместо вооружения) 4 бака емкостью по 1415 л. Баки заправляются под давлением через одну горловину, расположенную снизу в передней части фюзеляжа. Самолет имеет оборудование для дозаправки топливом во время полета. Топливоприемник находится в фюзеляже с левой стороны кабины пилота.
    Несколько RA-5C были также снабжены оборудованием для дозаправки топливом других самолетов.
Специальное оборудование самолета RA-5C. На RA-5C вместо бомбоотсека в нижней части фюзеляжа устроен специальный контейнер с фотографическим оборудованием. В этом контейнере находятся фотоаппараты, РЛС бокового обзора (SLAR) и блоки электронного противодействия. В передней части контейнера находятся камеры с нормальным углом зрения, направленным вперед-вниз. За ними (в зависимости от задания) может быть размещена панорамная камера для съемки с малых высот или камера, позволяющая выполнять четкие снимки с высоты более 20 000 м. Фотокамеры обоих типов имеют два объектива с полем зрения 180° и вращающуюся двойную призму. Перемещение фотопленки осуществляется синхронно со скоростью вращения призм, соответствующей скорости самолета. Камеры помещаются на гиростабилизированной платформе, что обеспечивает высокое качество съемки.
   Инерционная навигационная система (INS), объединенная с системой автоматического управления полетом позволяла RA-5C точные выдерживать курс на всех высотах полета вплоть до малых. На каждой сделанной фотографии указывались координаты самолета во время съемки.
    В подвесных контейнерах «Виджилент» мог нести мощные лампы-вспышки, а под носовой частью устанавливалась телекамера, работающая при малой освещенности.

Описание
Разработчик North American
Обозначение RA-5C (A3J-3)
Кодовое наименование НАТО Vigilante
Тип палубный разведчик
Экипаж, чел. 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 23,11
Высота самолета, м 5,92
Размах крыла, м 16,15
Площадь крыла, м2 71,44
Взлетная масса, кг нормальная 30300
максимальная 36285
Масса пустого самолета, кг 18552 (17240)
Емкость топливных баков, л внутренних 13625
внешних 6056
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 нормальная 424
максимальная 508
Отношение массы самолета к тяге при форсировании, кг/даН нормальное 1,91
максимальное 2,27
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ТРДФ GE J79-GE-10
Тяга двигателя, кгс (кН) максимал 5395 (52,91)
на форсаже 8120 (79,63)
Летные данные
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) на высоте 12000 м 2230 (2,1)
у земли 1017
Практический потолок, м 20400
Максимальная дальность, км 4800 (5150)
Радиус действия, км 1600

Схема RA-5C
RA-5CRA-5C   

Источники информации:

  1. «Vojenska letadla» / Vaclav Nemecek, Praha, 1982 /
  2. «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
  3. North American A-5 Vigilante / Авиация от A до Z /
  4. The 'Vigi' Page
  5. North American RA-5 "Vigilante" / VAM /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100