RA-5C Vigilante
палубный разведчик
Отказ военных от палубных стратегических самолетов привел
к тому, что ударный самолет А-5 стали приспосабливать к выполнению задачи дальнего проникновения.
29.04.1962 г. состоялся облет опытного образца YA-5C (A3J-3P), а 30 июня - первого серийного
разведчика RA-5C. Было выпущено 43 разведчика, а затем 43 сохранившихся самолета модификации А-5А
(53) и А-5В до января 1968 г. были также переоборудованы в самолеты-разведчики RA-5C.
В июне 1964г. модели RA-5C «Виджилент» получила эскадрилья американских ВМС,
которая дислоцировалась на борту корабля США «Рэйнджер». И вскоре RA-5C стали совершать разведывательные полеты над
южным Вьетнамом с авианосцев в Тонкинском заливе. Позднее RA-5C появились и над северным
Вьетнамом, получив наибольший процент потерь из всей авиации ВМФ США в этой войне.
Из 18 сбитых разведчиков:
- 11 были потеряны от зенитного огня;
- 2 сбиты ЗУР SA-2 (С-75);
- 1 - ракетой atoll с МиГ-21;
- 4 - по неизвестным причинам над северным Вьетнамом;
- 1 - не над северным Вьетнамом.
Большие потери от зенитного огня были вызваны тем, что RA-5C зачастую летали на
проверку результатов подавления ПВО ДРВ. Из-за потерь во Вьетнаме ВМФ в 1968 г. разместил
дополнительный заказ на 46 разведчиков. В августе 1970 был построен последний - 36-й
самолет. Всего было изготовлено 6 опытных образцов и 71 (55) серийных самолетов RA-5C.
В 1979-80 последние разведчики «Виджилент» были сняты с вооружения.
Описание самолета. Конструкция RA-5C аналогична A-5B. Дополнительная серия
самолетов отличалась наплывом от крыла к верхней губе воздухозаборника.
Двигательная установка. На самолетах модификации RA-5C устанавливались двигатели J79-GE-10 тягой
5395/8120 кГс.
Благодаря увеличению строительной высоты фюзеляжа
за кабинами экипажа увеличена емкость переднего бака. На самолете
RА-5С (при использовании его для выполнения чисто разведывательных заданий) в бомбовом отсеке можно дополнительно разместить 2-3 топливных бака,
а также подвесить на подкрыльных пилонах (вместо вооружения) 4 бака емкостью по 1415 л.
Баки заправляются под давлением через одну горловину, расположенную снизу в передней части фюзеляжа. Самолет имеет оборудование
для дозаправки топливом во время полета. Топливоприемник находится в фюзеляже с левой стороны кабины пилота.
Несколько RA-5C были также снабжены оборудованием для дозаправки топливом других самолетов.
Специальное оборудование самолета RA-5C. На RA-5C вместо бомбоотсека в нижней части фюзеляжа устроен специальный контейнер с фотографическим оборудованием. В этом контейнере находятся фотоаппараты, РЛС бокового обзора (SLAR) и блоки
электронного противодействия. В передней части контейнера находятся камеры с нормальным углом зрения, направленным вперед-вниз. За ними (в зависимости от задания)
может быть размещена панорамная камера для съемки с малых высот или камера, позволяющая выполнять четкие снимки с высоты более
20 000 м. Фотокамеры обоих типов имеют два объектива с полем зрения 180° и вращающуюся
двойную призму. Перемещение фотопленки осуществляется синхронно со скоростью вращения
призм, соответствующей скорости самолета. Камеры помещаются на гиростабилизированной платформе, что обеспечивает высокое качество съемки.
Инерционная навигационная система (INS), объединенная с
системой автоматического управления полетом позволяла RA-5C точные выдерживать курс на всех высотах полета вплоть до малых. На каждой
сделанной фотографии указывались координаты самолета во время съемки.
В подвесных контейнерах «Виджилент» мог нести мощные лампы-вспышки, а под
носовой частью устанавливалась телекамера, работающая при малой освещенности.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | North American | |
Обозначение | RA-5C (A3J-3) | |
Кодовое наименование НАТО | Vigilante | |
Тип | палубный разведчик | |
Экипаж, чел. | 2 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 23,11 | |
Высота самолета, м | 5,92 | |
Размах крыла, м | 16,15 | |
Площадь крыла, м2 | 71,44 | |
Взлетная масса, кг | нормальная | 30300 |
максимальная | 36285 | |
Масса пустого самолета, кг | 18552 (17240) | |
Емкость топливных баков, л | внутренних | 13625 |
внешних | 6056 | |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | нормальная | 424 |
максимальная | 508 | |
Отношение массы самолета к тяге при форсировании, кг/даН | нормальное | 1,91 |
максимальное | 2,27 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ТРДФ GE J79-GE-10 | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | максимал | 5395 (52,91) |
на форсаже | 8120 (79,63) | |
Летные данные | ||
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) | на высоте 12000 м | 2230 (2,1) |
у земли | 1017 | |
Практический потолок, м | 20400 | |
Максимальная дальность, км | 4800 (5150) | |
Радиус действия, км | 1600 |
Источники информации:
- «Vojenska letadla» / Vaclav Nemecek, Praha, 1982 /
- «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
- North American A-5 Vigilante / Авиация от A до Z /
- The 'Vigi' Page
- North American RA-5 "Vigilante" / VAM /