X-38
прототип космического корабля
В Летно-исследовательском центре HАСА имени Драйдена, расположенном на
территории базы ВВС Эдвардс(штат Калифорния), проводятся испытательные полеты второй
демонстрационной модели космического аппарата Х-38 , которому предстоит стать спасательной
«шлюпкой» для экипажа Международной космической станции (МКС). Он может быть
использован и в качестве транспортного корабля, выводимого в космос ракетой-носителем Ariane 5.
Главное отличие второго образца, имеющего условное обозначение V-132, от предшественника
заключается в наличии активной системы управления полетом, которая позволит ему
выполнять маневры во время спуска на дозвуковой
скорости.
Эта серия экспериментов начинается почти через год
после того, как в марте 1998 г. неудача постигла
предшествующую демонстрационную модель - в ходе
ее первого самостоятельного полета был поврежден
парашют-крыло. После этого было принято решение об
укреплении его конструкции. Теперь, после
завершения обширной программы работ с парашютом,
этот аппарат готов к возобновлению полетов.
Первый из них был намечен на 3 февраля. При его
выполнении модель не отделялась от носителя,
оставаясь закрепленной под крылом самолета.
6 февраля X-38 успешно совершил свой
второй испытательный полет на базе Эдвардс. X-38
отделился от самолета B-52 на высоте 6700 м. Hесколько
минут он находился в свободном полете, после чего
над ним раскрылся параплан, и через 12 минут X-38
приземлился. В ходе серии испытаний высота
отделения вероятно будет доведена до 12-13,5 км. В
результате продолжительность управляемого полета
до момента раскрытия обеспечивающего мягкую
посадку парашюта-крыла составит 2-3 минуты.
Что же касается самого Х-38, то он не
должен иметь собственных двигателей и представляет собой летательный аппарат с несущим
корпусом, то есть его корпус за счет своей аэродинамической формы создает подъемную силу и
позволяет совершать управляемый полет в атмосфере. Он будет фактически
проходить по той же схеме, как и возвращение на землю нынешних «шаттлов». Hо на завершающем
этапе для обеспечения мягкой посадки решено
использовать гигантский парашют-крыло.
В конкурсе на производство Х-38
должны были участвовать компании «Боинг» и «Локхид-Мартин». Победителя планируется
назвать в сентябре, а в октябре должно начаться
строительство. Полномасштабная версия X-38 должна
быть построена к началу будущего года. Полностью
проверенный и готовый к использованию спасательный аппарат предполагалось разместить
на МКС в 2003 году. Он будет пристыковыван к ее
внешней поверхности и предназначаться для экстренной эвакуации экипажа или кого-либо из его
членов в чрезвычайной ситуации, когда не будет
времени дожидаться прилета «шаттла». Hа ранних
этапах работ на станции роль «спасательной шлюпки» будет играть пристыкованный к ней
российский космический корабль «Союз». Однако по мере увеличения размеров станции и
численности ее экипажа эту функцию сможет выполнить только корабль типа Х-38, способный
принять на борт до 7 человек и обеспечить их безопасное возвращение на Землю.
Проект был закрыт в 2002 после снижения объемов средств, выделенных на развитие космических станций. Впрочем, некоторые идеи наверняка будут полезны при разработке аппарата Orbital Space Plane (OSP), разрабатываемого в рамках программы "Созвездие" (Constellation). В рамках проекта "Созвездие" планируется создание космического аппарата, призванного заменить уходящих "на пенсию" челноков Shuttle.
Источники информации:
- InfoArt News Agency