USA

X-38
прототип космического корабля

    В Летно-исследовательском центре HАСА имени Драйдена, расположенном на территории базы ВВС Эдвардс(штат Калифорния), проводятся испытательные полеты второй демонстрационной модели космического аппарата Х-38 , которому предстоит стать спасательной «шлюпкой» для экипажа Международной космической станции (МКС). Он может быть использован и в качестве транспортного корабля, выводимого в космос ракетой-носителем Ariane 5. Главное отличие второго образца, имеющего условное обозначение V-132, от предшественника заключается в наличии активной системы управления полетом, которая позволит ему выполнять маневры во время спуска на дозвуковой скорости.Спуск X-38 на параплане
    Эта серия экспериментов начинается почти через год после того, как в марте 1998 г. неудача постигла предшествующую демонстрационную модель - в ходе ее первого самостоятельного полета был поврежден парашют-крыло. После этого было принято решение об укреплении его конструкции. Теперь, после завершения обширной программы работ с парашютом, этот аппарат готов к возобновлению полетов. Первый из них был намечен на 3 февраля. При его выполнении модель не отделялась от носителя, оставаясь закрепленной под крылом самолета.
    6 февраля X-38 успешно совершил свой второй испытательный полет на базе Эдвардс. X-38 отделился от самолета B-52 на высоте 6700 м. Hесколько минут он находился в свободном полете, после чего над ним раскрылся параплан, и через 12 минут X-38 приземлился. В ходе серии испытаний высота отделения вероятно будет доведена до 12-13,5 км. В результате продолжительность управляемого полета до момента раскрытия обеспечивающего мягкую посадку парашюта-крыла составит 2-3 минуты.
    Что же касается самого Х-38, то он не должен иметь собственных двигателей и представляет собой летательный аппарат с несущим корпусом, то есть его корпус за счет своей аэродинамической формы создает подъемную силу и позволяет совершать управляемый полет в атмосфере. Он будет фактически проходить по той же схеме, как и возвращение на землю нынешних «шаттлов». Hо на завершающем этапе для обеспечения мягкой посадки решено использовать гигантский парашют-крыло.Спуск X-38 с орбиты
    В конкурсе на производство Х-38 должны были участвовать компании «Боинг» и «Локхид-Мартин». Победителя планируется назвать в сентябре, а в октябре должно начаться строительство. Полномасштабная версия X-38 должна быть построена к началу будущего года. Полностью проверенный и готовый к использованию спасательный аппарат предполагалось разместить на МКС в 2003 году. Он будет пристыковыван к ее внешней поверхности и предназначаться для экстренной эвакуации экипажа или кого-либо из его членов в чрезвычайной ситуации, когда не будет времени дожидаться прилета «шаттла». Hа ранних этапах работ на станции роль «спасательной шлюпки» будет играть пристыкованный к ней российский космический корабль «Союз». Однако по мере увеличения размеров станции и численности ее экипажа эту функцию сможет выполнить только корабль типа Х-38, способный принять на борт до 7 человек и обеспечить их безопасное возвращение на Землю.
    Проект был закрыт в 2002 после снижения объемов средств, выделенных на развитие космических станций. Впрочем, некоторые идеи наверняка будут полезны при разработке аппарата Orbital Space Plane (OSP), разрабатываемого в рамках программы "Созвездие" (Constellation). В рамках проекта "Созвездие" планируется создание космического аппарата, призванного заменить уходящих "на пенсию" челноков Shuttle.

x38land.jpg (23018 bytes)X-38 под крылом B-52

Источники информации:

  1. InfoArt News Agency

Рейтинг@Mail.ru Топ-100