Мемориал
AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com Авиационный топ. Числа - место в рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.

Н.П.Благин
(1899-1935)

Н.П.Благин     Благин Николай Павлович - советский лётчик-испытатель.
    Родился 7 октября 1899 года в г.Витебск в дворянской семье. Его отец - полковник царской армии, кто-то из родственников был репрессирован. До революции Николай Благин учился в кадетском училище. В 1918 году вступил в РКП(б), но в 1922 году из-за дворянского происхождения не прошел партийную чистку.
    В Красную Армию вступил добровольцем в октябре 1918 года, так как страстно мечтал летать. Летом 1920 года Николай Благин оканчивает теоретические курсы при дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец», затем - Московскую школу авиации и Высшую школу военлетов. Дальше - обычная служба военного человека: переводы, назначения.
    С 1930 - инструктор 1-го разряда в Научно-исследовательском институте ВВС РККА, а в январе 1932 года переходит в ЦАГИ, где быстро становится одним из ведущих летчиков-испытателей туполевских самолетов. По числу освоенных типов самолетов он мог соперничать с М.М.Громовым.
    Выполнил первый полет и провел испытания АНТ-29 (ДИП – двухмоторный истребитель пушечный; 14.02.1935), модели-планера ТБ-6 (1935). Проводил испытания БИЧ-7А (1932), У-2, ТБ-3, И-5, И-14, АНТ-40 (СБ). В 1933 году выполнил полеты на ТБ-1 (АНТ-4) с пороховыми ускорителями, что позволяло значительно сократить разбег бомбардировщика. В 1935, по предложению Благина, в АГОС ЦАГИ хотели испытать пороховые ускорители на истребителе И-4. В 1935 г. за неполных пять месяцев Благин налетал 26 часов 11 минут.
    Погиб 18 мая 1935 г. при выполнении демонстрационного полета на истребителе И-5.
    В этот день Благин сопровождал в воздухе АНТ-20 «Максим Горький» на тренировочном самолете ЦАГИ. Планировалось, что он продемонстрирует высший пилотаж вокруг движущегося горизонтально «Максима Горького». С летящего поодаль третьего самолета (Р-5) полагалось все это снимать на кинопленку.
    Пилотировать воздушного гиганта выпало летчику-орденоносцу Ивану Михееву, известному всей стране. Обеспечение киносъемок поручили летчику-испытателю НИИ ВВС В.В.Рыбушкину.
    Полетное задание авиаторы получили накануне, в 17 часов. Затея с пилотажем была чистой воды авантюрой или злым умыслом. По правилам безопасности, петли допускались только вокруг неподвижных объектов. Удивительно, что такие опытные пилоты дали себя уговорить. Наверное, аргументы убеждения были вескими...
    Вдова Благина свидетельствовала позже, что хмурый муж в последний вечер пробурчал раздосадованно: «Завтра опять лечу сопровождать эту бандуру, да еще с фортелями. Не нравится мне эта затея...»
    На борту «Максима Горького», кроме экипажа, находились 39 пассажиров: ударники-рабочие, инженеры, техники Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), а также члены их семей.
    Вначале демонстрировался проход над Москвой. Флагману и двум основным сопровождающим партнировали несколько истребителей И-5. Группа летела прямым пеленгом - крыло в крыло. Громкоговорящая установка - «голос неба» - передавала бравурные марши».
    Затем попутчики удались, а Благин приступил к главному заданию. Он разогнал свою машину со снижением, и, пройдя под правым крылом гиганта, вышел на вертикаль с полупетлей назад. Оказавшись над флагманом кабиной вниз, летчик выполнил полубочку с большим разворотом и пристроился к левому крылу «Максима Горького».
    Такие эволюции удались двукратно. Последний виток
    На третьей попытке И-5 врезался в середину правого крыла исполина, пробил обшивку и застрял там.
    Взвился клуб черного дыма, гигант накренился вправо, отпали капот мотора с кусками истребителя. Композиция летела секунд 15, увеличивая крен. Потом рухнуло полкрыла, часть фюзеляжа с хвостом и машина спикировала, перевернувшись на спину.
    Внизу обломки ураганом смели полосу соснового бора и окончательно рассыпались по земле.
    Останки людей вместе с кусками самолетов усеяли околицу поселка «Сокол». На место прибыли части НКВД и курсанты военных училищ. Отснятую кинохронику изъяли, немедленно засекретив.
    Первоначально руководитель ЦАГИ М.Н.Харламов подтвердил полетное задание летчику И-5, включающее фигуры высшего пилотажа. Однако в газете «Правда» от 20 мая 1935 он уже изменил версию, обвинив Благина в преступном лихачестве.
    Полетный лист не найден до сих пор.
    Уже 19 мая газета «Правда» утверждала: «Причиной катастрофы, как установлено следствием, является нарушение летчиком Благиным, погибшим со своим самолетом, приказа о порядке сопровождения «Максима Горького». Таким образом, «Максим Горький» погиб от недисциплинированности летчика, от того самого воздушного озорства...».
    В беседе с сотрудником «Правды» летчик Рыбушкин рассказал о подробностях катастрофы:
    - Задание о полете я получил в 5 часов вечера 17 мая вместе с летчиком Благиным. Мне было приказано взять на борт кинооператора. Благин же должен был сопровождать «Максим Горький" для наглядного сравнения масштабов самолетов. Перед самым отлетом Благина встретил И.Михеев и предупредил его:
    - Не вздумай фигурить, еще вмажешься в мой самолет. Держись подальше!
    - Ну что я - маленький, - обидчиво ответил Благин. - Пятнадцать лет летаю.
    Находившийся после первомайского парада в госпитале, М.М.Громов, поднявший «Максим Горький» в небо, в интервью газете «Правда» сказал:
    - Мой ученик Благин представлял тип неорганизованного человека. Правда, он в последнее время как будто подтянулся, но вредные привычки у него все же прорывались. Я говорю об его ухарстве, безобразничаньи в воздухе».
    А в варшавской газете «Меч» от имени Благина было опубликовано в письмо, в котором говорилось:
    «...Братья и сестры, завтра я поведу свою крылатую машину и протараню самолет, который носит имя негодяя Максима Горького! Таким образом я убью десяток коммунистов-бездельников, «ударников», как они любят себя называть, и которые на самом деле являются паразитами на теле народа...
    Москва, 17 мая 1935 г. Николай Благин, летчик».
    Но в этот день на самолете «Максим Горький» летели не высокопоставленные «большевики», а коллеги Благина по ЦАГИ, а также 6 детей !
    Директор научно-мемориального музея Н.Е.Жуковского Владимир Бычков считает, что это письмо - идеологическая фальсификация, сочиненная за рубежом. Ни ветераны авиации, знавшие Благина лично, ни родные и близкие не допускают и мысли, чтобы он мог пойти на такой бессмысленный шаг.
    Похороны жертв состоялись за государственный счет на Новодевичьем кладбище. Семьям погибших выделили по 10 тыс. рублей единовременно и установили повышенную пенсию.
    Современники обратили внимание на удивительное снисхождение, проявленное к главному виновнику аварии: Николая Благина упокоили с остальными погибшими на Новодевичьем кладбище, а его семью поставили в общие материальные условия.
    Такое сердобольное решение принял сам Иосиф Виссарионович.

Источники информации:

Помогали:

к началу страницы

[Испытатели] [Энциклопедия] [Библиотека] [Настоящие сверхзвуковые] [Клуб Героев] [Ссылки] [Новости] [Музыка] [Видео] [Webmaster]

Copyright © 1998-2013 =SB=

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100