Гуров Михаил Дмитриевич - Лётчик-испытатель МАП 3-го
класса (1948), подполковник.
Родился 9 (22) декабря 1909 года в селе Псарёво ныне
Ступинского района Московской области. В 1928 окончил семилетнюю школу в Москве.
В армии с июля 1928. В 1929 окончил Ленинградскую
военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 – Борисоглебскую ВАШЛ. Служил в строевых
частях ВВС (Белорусский ВО, бомбардировочная авиация). В 1931 окончил курсы по вооружению при
Оренбургской ВАШЛ. Был инструктором
парашютного дела. Весной 1936 года в Ржеве оборудовал Р-6 системой «Параван»
собственной конструкции (устройства для защиты винтов и ножи).
С июля 1937 по январь 1948 – на лётно-испытательной работе в
НИИ ВВС (1-й отдел, с 1941 – 3-й отдел). В июне 1938 был уволен (за связь с
врагами народа). Писал И.В.Сталину и К.Е.Ворошилову. В сентябре 1938
восстановлен в РККА по личному распоряжению наркома обороны. Провёл ряд
испытательных работ на СБ и ДБ-3.
С января 1948 – лётчик-испытатель ОКБ Н.И.Камова. Один из
основателей ОКБ, близкий друг
Николая Ильича. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ка-8 (12.10.1947),
Ка-10 (30.08.1948), Як-100 (5.02.1949).
В 1948 г. Гуров впервые продемонстрировал Ка-8 на авиационном
празднике в Тушине. Взлетно-посадочной площадкой была платформа грузовика.
Никто из зрителей не обратил
внимания, что, когда Ка-8 приблизился к
платформе и Гуров сбросил газ, двигатель
стал глохнуть. Летчик, прошедший войну,
сбивший несколько фашистских самолетов и
носивший в себе 42 вражеских осколка, стал
"молить бога", на глазах выступили
слезы. Весь слившись с машиной, испытатель
блестяще посадил вертолет.
Погиб 8 октября 1949 года при выполнении испытательного
полёта на вертолёте Ка-10.
Он выполнял на
Ка-10 №2 один из последних пунктов программы
летных испытаний - полет на
продолжительность. Летал он на высоте 200 м
над аэродромом «Измайлово». По-видимому,
чтобы снизить расход топлива, полет
производился на пониженных оборотах. А даже
при номинальных оборотах винтов окружная
скорость концов лопастей была 118,5 м/сек. При
уменьшении оборотов на 5 % на отступающих
лопастях происходил срыв потока. Вероятно,
именно в такой срыв потока с лопастей и
попал летчик в этом полете. Вертолет
скабрировал, но Гуров перевел его в
планирование. Потом машина скабрировала
еще раз, лопасти сложились и она упала.
Гуров умер по дороге в больницу.
Постепенно выстроилась цепочка загадочных
летных происшествий, и вопрос о срыве
потока с лопастей несущего винта все более
стал приобретать характер не
теоретического рассуждения, а жестокой
реальности…
Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Даниловском
кладбище.
Награждён орденом Красного Знамени, 4 орденами Красной Звезды,
медалями.
Источники информации:
Помогали: