ОКБ Мясищева

58
составная стратегическая система с ВВП

    Проект «58» возник в ОКБ В.М.Мясищева «не от хорошей жизни». Неоправданно завышенные ТТТ ВВС, которые были предъявлены к системе М-56К, вынудили специалистов ОКБ-23 решать проблему их выполнения самыми необычными способами. Необоснованность этих требований доказало время: они не выполнены до сих пор. Рисунок системы "58"
    Традиционные для авиации методы повышения эффективности - применение новых материалов, высокоэкономичных двигателей и т.д. - требовали для реализации многолетнего целенаправленного труда и огромных затрат. Поставленные сроки этого не позволяли.
    Опыт широкого применения мощных стартовых ускорителей в борьбе за уменьшение потребной длины ВПП для систем М-52 и М-56 натолкнул проектантов ОКБ на мысль полностью ракетного старта для системы М-56К. Дальнейшее развитие этой мысли привело к идее вертикальной посадки. А почему бы и нет? При этом отпадает необходимость в уязвимых и дорогих аэродромах, а также резко возрастают располагаемые объемы под полезную нагрузку из-за отсутствия шасси. Кроме того, опыт проектирования изделий «40», «41А», «44», «45» и т. д. вселял уверенность в собственные силы.
    В конце 1958 г. были подготовлены предварительные материалы проекта «58», являющимся по сути новым вариантом системы М-56К.
    Составная стратегическая система «58» представляла собой трехступенчатый аппарат. I ступень содержала четыре ускорителя типа изд. «41А». II ступень являлась пилотируемым (двумя летчиками) бомбардировщиком, выполненным по схеме «летающее крыло» с двумя СПВРД на концах крыла. В носовой части II ступени устанавливалась III ступень - самолет-снаряд типа изд. «45».
    В хвостовой части бомбардировщика располагались рулевые камеры и посадочный двигатель на базе ЖРД, обеспечивающие вертикальную посадку.
Управление системой «58» осуществлялось:

Профиль полета системы "58"     Предполагалась следующая программа полета. После вертикального старта рулевыми камерами ускорителей устанавливаются программные углы атаки.
    В конце активного участка угол наклона траектории достигает 10°-15°, высота - 15-18 км, скорость - М=4. Происходит отстрел ускорителей и составной бомбардировщик выводится на траекторию маршевого полета после совершения маневра «горка». Из-за уменьшения углов атаки и включения СПВРД происходит разгон до М=4,5 и подъем до 25 км. В конце маршевого участка самолет-снаряд отцепляется и, управляемый рулевыми камерами, устремляется к цели. Самолет-снаряд при необходимости может выполнить динамический маневр набора высоты и поиск цели по сигналам системы наведения. Для этого на его борту устанавливается специальная система управления (заимствованная с изд. «44»).
    Самолет-носитель тем временем совершает маневр снижения на посадку при выключенных СПВРД в режиме квазистационарного планирования, осуществляя управление воздушными рулями. На скорости 400-600 км/ч и высоте 100-300 м начинается маневр посадки.
    При достижении минимальной скорости 40-50 м/с включаются рулевые камеры, а воздушные рули фиксируются в нулевых положениях.
    Самолет-носитель увеличивает угол тангажа до 90°, после чего включается в режиме дросселирования посадочный ЖРД. Вертикальная скорость снижения гасится до момента контакта «щупа» с поверхностью посадочной площадки. После этого ЖРД кратковременно форсируется, самолет «зависает» и посадочный маневр заканчивается.Схема посадки
    Проведенный предварительный анализ подтвердил техническую возможность осуществления вертикальной посадки, что являлось основным «камнем преткновения» в проекте «58».
    По мнению проектантов ОКБ-23 вертикальный взлет-посадка и применение составной многоступенчатой схемы открывали новые перспективы перед стратегическими системами типа М-56К в части:

    В то же время полная дальность полета даже в такой прогрессивной схеме не превосходила 16000 - 18000 км. Большие дальности, учитывая существующие топлива, материалы и принципы аэродинамической компоновки возможно было достигнуть только для составных крылатых и баллистических ракет.
    Накопленный в ОКБ опыт проектирования и постройки изд. типа «40» позволял надеяться на короткие сроки осуществления проекта «58», но этим надеждам не суждено было сбыться.

Описание
Конструкция ОКБ В.М.Мясищева
Обозначение «58»
Год постройки проект 1958 г.
Тип Стратегический бомбардировщик
Экипаж, чел. -
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 28
размах крыла с СПВРД 11,65
Высота, м 5,83
Стартовая масса, кг 175000
Начальная масса самолета-носителя, кг 70500
Начальная масса самолета-снаряда 6400
Спецнагрузка, кг 2300
Силовая установка
Ступень I II III
Число двигателей 4 2 1
Двигатель ЖРД Д-13 СПВРД ЖРД
Тяга двигателя, кгс 66000 8000 21000
Удельный импульс (тяга), с 280 1500 200
Летные данные (расчетные)
Скорость самолета-носителя, км/ч (М=) 4860 (4,5)
Высота над целью, м 25000-30000
Полный радиус действия, км 7500
Автономная дальность самолета-снаряда, км 1370
Вооружение
КР 1 х «45»

Сантехнические рольставни с фотопечатью в туалете в Московской области.

Источники информации: