Македон Иван Васильевич

1945-1975

И.В.Македон

И.В.Македон

Летчик-испытатель 3-го класса, старший лейтенант.
Родился 7 октября 1945 года в селе Ясное ныне Мелитопольского района Запорожской области (Украина). Работал столяром на заводе. В 1964 окончил Запорожский учебный авиацентр ДОСААФ.
В армии с 1964 года. В 1968 году окончил Черниговское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС. С 1971 — в запасе.
В 1973 окончил школу летчиков-испытателей.
С апреля 1973 — на летно-испытательной работе в ЛИИ.
Провел большой объем работ на МиГ-23, Су-24 и других самолетах-истребителях по тематике института.
Через два года после окончания Школы Македон заменил уехавшего с Волги летчика-испытателя, который работал по программе понижения минимума погоды самолета Су-15. Проходил этап оценки выработанных рекомендаций военными летчиками-испытателями и летчиками строевых частей.
На 29 октября 1975 года Македону планировалось три полета с Рудольфом Николаевичем Зубовым, военным летчиком первого класса из учебного центра ПВО. Первые два полета — заходы под шторкой летчика облета по планкам положения, в директорном и автоматическом режимах. Третий полет — заключительный — по распознаванию отказов при заходе под шторкой и продолжение захода, чтобы оценить возможность нормальной посадки. Высота открытия шторки — 60 метров. И сейчас эта цифра вызывает уважение, а тогда она казалась невероятной…
Македон отключил рулевой агрегат крена, имитируя отказ, на высоте 175 метров. Через семь секунд Зубов определил отказ и на высоте 130 метров перешел на ручное управление. На высоте 120 метров вертикальная скорость снижения возросла до 10 метров в секунду вместо необходимых 5-6. К высоте 80 метров вертикальная скорость сделалась недопустимо большой — 15 м/сек, но Македон обороты двигателей не увеличивает, в управление не вмешивается и шторку не открывает. Он открыл ее по заданию. Самолет при этом сохранял скорость планирования, как на глиссаде посадки, и находился строго на посадочной прямой. Перед землей были увеличены обороты и стабилизатор в несколько приемов взят на себя с перегрузкой до 1,5 единиц.
Грубая посадка с вертикальной скоростью 5-6 м/сек произошла в 140 метрах от торца полосы, между дальней и ближней приводными радиостанциями. Стабилизатор полностью выбран, тангаж +6 градусов, крена нет, скорость — 410 км/час.
Впереди была бетонная дорога с бруствером, отломившим правую стойку шасси, самолет стал крениться, разворачиваясь вправо, и разрушаться. А перед тем, как ему совсем остановиться в пыли, дыму и огне, из кабины выпали оба летчика…
Рудольф скончался по дороге в госпиталь, а Ивана в тяжелейшем состоянии на другой день перевезли в Москву. В самолете он не приходил в себя, только начал сильно беспокоиться на взлете. Его правая рука все шарила и не могла найти чего-то. Он скрипел зубами и плакал, пока техник самолета не вложил в его ладонь деревянную ручку от молотка. Обхватив ее пальцами обстоятельно и уверенно, как ручку управления самолетом, Македон, не приходя в себя, сразу успокоился…
Иван Васильевич умер в госпитале на 26-й день, 23 ноября 1975 года. Сознание с момента катастрофы так ни разу и не вернулось к нему…
Магнитофон записи переговоров экипажа сгорел, и можно только гадать, гадать о многом. Но ясно, что летчик-испытатель с ролью инструктора, которая предусматривалась программой испытаний, не справился и допустил такую ситуацию, из которой сам выбраться уже не смог…
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награжден медалями.

Источники информации:

  • Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • Страстная неделя (Неполная хроника летных происшествий на опытном аэродроме) / Л.С.Попов. Изд. дом «Авиация и космонавтика»; агентство «Кречет». Москва, 1995/

Помогали:

  • С.С.Еремин

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *