Пауль Яков Георгиевич

1896-1977

Я.Г.Пауль

Я.Г.Пауль

Лётчик-испытатель 1-го класса (1940), капитан (1939).
Родился 14 (2 — ст.ст.) мая 1896 года в деревне Штрекерау Равенского кантона Немецкой Республики (по другим данным – в деревне Бруненталь Новоузенского уезда Куйбышевской области). Окончил Камышинское реальное училище.
В армии с 1916. В 1916 окончил офицерские курсы авиации при Петроградском политехническом институте, в 1917 – Севастопольскую авиашколу. Прапорщик инженерных войск.
В Красной армии с января 1918. Участник гражданской войны: в 1918-1920 в составе 1-го революционного и 29-го авиаотрядов (Восточный и Южный фронты). В декабре 1918-мае 1920 – начальник боевого отделения 2-й Калужской авиагруппы.
В 1918-1921 был членом ВКП(б), вышел из-за несогласия с НЭП.
В 1920-1924 – лётчик-инструктор Московской высшей авиашколы, в 1924-1925 – лётчик-инструктор Оренбургской ВАШЛ. 23 января 1923 во время встречи траурного поезда с телом В.И.Ленина Я.Г.Пауль и Л.Г.Минов на Р-1 пролетели на малой высоте над площадью Павелецкого вокзала.
С ноября 1925 – в резерве.
В 1920-х – лётчик «Добролёта» (в Средней Азии). Летал на пассажирском «Юнкерсе Ю-13» на линии Москва-Ташкент. В одном из полетов фюзеляж его самолета был поврежден винтом и шасси сопровождающего самолета (пилот — Э.И.Шварц). Паулю удалось успешно долететь и совершить посадку в Ташкенте. В 1929 участвовал в боях с басмачами (бандами Джунаид-хана). В 1924 (по другим сведениям – в 1926) окончил Ленинградский лесной институт, в 1935 – Московский автомобильный институт.
Поднял в небо и провёл испытания 2Б-Л1 (15.11.1925).
С 1932 (?) – лётчик-испытатель авиазавода №81 (Тушино). Провёл испытания «Сталь-5» (1935). Испытывал серийные «Сталь-2» (1934-1936), «Сталь-3» (1935-1936), ДИ-6 (1937-1938). В декабре 1938 был уволен с авиазавода «по сокращению штатов» (как бывший унтер-офицер царской армии).
В 1938-1939 работал лесником в Беловежской Пуще (Белоруссия).
С  1940 вновь на летно-испытательной работе на авиазаводе №81. Испытывал серийные самолеты Як-2 и Як-4 (1940-1941).
28 декабря 1940 в испытательном полете на пикирующем бомбардировщике БПБ-22 (Як-2) Я.Пауль и В.Молочаев выполняли «скоростные площадки» для замера максимальной скорости, пробыв в воздухе 1 час 05 минут. Над аэродромом горючее неожиданно иссякло, и Пауль сумел круто развернуть и посадить самолет с остановленными моторами. Самолет влетел на аэродром, пробив брешь в колючей проволоке. Авария задержала дальнейшие работы, а прекращение производства серийных вариантов ББ-22 поставило на них крест.
С 1941 по 194.. – лётчик-испытатель авиазавода №166 (Омск). Испытывал серийные Ту-2 (1942-1943) и Як-9 (1943-1945).
Жил в Москве. Умер 22 мая 1977 года. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Награждён орденами Ленина (19.08.1944), Красного Знамени (27.06.1929), Отечественной войны 1-й степени (29.04.1944), Красной Звезды (28.10.1967), медалями.

Фото присланы внуком Я.Г.Пауля: С.Ю.Егоровым



Группа инструктора Пауля (1922 г.)

Пауль. Студент императорского лесного института. 1914 Группа инструктора Пауля.1922 год. Удостоверение летчика-испытателя 1 класса

Источники информации:

  • Биография, составленная А.А.Симоновым
  • «С крыла на крыло». Документальные повести. / И.И.Шелест, М., «Молодая гвардия», 1969 /
  • «Лечу за мечтой» / И.И.Шелест, М., «Молодая гвардия», 1973 /
  • Бумажный тигр ВВС РККА / А.Н.Медведь, Д.Б.Хазанов, «Авиация и Время», 1996 N4 /
  • Хронология И.И.Родионова / ВВС России /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *