Гришин Алексей Иванович

1922-2002

А.И.Гришин

А.И.Гришин

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1967), капитан (1970).
Родился 8 марта 1922 (по документам — 8.03.1921) в Москве. В 1937 окончил 9 классов школы и ФЗУ. Работал лекальщиком на заводе.
В армии с октября 1939. Учился в 1-й морской пограншколе НКВД (Балаклава).
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941-июле 1942 — старшина группы комендоров 1-го гвардейского зенитного полка (Черноморский флот). Участвовал в обороне Севастополя. 28 июня 1941 года был контужен, в мае 1942 ранен в правую руку. В июле 1942 в числе последних за­щитников Севастополя покинул город на лодке, которая спустя 9 дней была прибита к турецкому берегу. Был от­правлен в город Инебола, а через несколь­ко дней был возвра­щён на Родину. В июле 1942-июле 1943 — старшина 2-й статьи отдельной морской группы при штабе Закавказского военного округа.
В 1944 окончил 2-ю ВМАШПОЛ, в 1946 — Ейское ВМАУЛ. Служил в морской авиации (Черноморский флот). С апреля 1949 — в запасе.
Работал мотористом на заводе №3 в Москве.
В 1953 окончил Школу лётчиков-испытателей.
С июня 1953 по май 1956 — лётчик-испытатель Новосибирского авиазавода. Испытывал серийные МиГ-15 (1953-1954), МиГ-15УТИ (1953-1954), МиГ-17 (1953-1955), МиГ-19 (1955) и их модификации.
18 августа 1955 г. произошла авария на самолете № 5921-0449 у летчика-испытателя А.И.Гришина, переучивавшегося на Горьковском авиазаводе на МиГ-19. Комиссия установила – на высоте 10 км при скорости М=1,35 из-за произвольного открытия заднего замка створки фонаря аварийная обстановка развивалась мгновенно, инстинктивно летчик принял меры к покиданию самолета. Экспериментом было подтверждено: при развороте створки фонаря передние замки открываются из-за натяжения тросовой проводки системы аварийного открытия.
С мая 1956 по июль 1963 — лётчик-испытатель Саратовского авиазавода. Испытывал серийные Як-25 (1956-1957), Як-27 (1957-1963) и их модификации.
31 января 1958 г. во время сдаточного полета произошла авария Як-27 № 0103, пилотировавшегося заводским летчиком-испытателем А.И.Гришиным. При заходе на посадку самолет задел за столб трамвайных проводов и, порвав провода телефонной линии, приземлился, не долетев до аэродрома. При этом разрушился носовой обтекатель, оголив антенну РЛС «Сокол-2».
С июля 1963 по март 1982 — лётчик-испытатель Харьковского авиазавода. Поднял в небо и провёл испытания головного Ту-134УБЛ (17.03.1981) завода. Испытывал серийные Ту-124 (1963-1968), Ту-134 (1965-1982) и их модификации.
Жил в Харькове. До 1991 работал на Харьковском АПО диспетчером. Умер 17 января 2002 года. Похоронен в Харькове, на кладбище №2.
Награждён орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Отечественной войны 1-й (17.11.1944) и 2-й (11.03.1985) степени, Красной Звезды (22.07.1966), медалями (в том числе — медалью «За отвагу» (3.12.1942)).

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, 2-е изд., — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015 /
  • Реактивный прорыв Сталина / Е.И.Подрепный, ЭКСМО, 2008 /
  • Истребитель-разведчик Як-27Р / М.Орлов /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *