Мазурук И.П., Лебедев А.А.
«Летчики-испытатели Аэрофлота»

Необычная потеря

    - А получилось так, что и по зубам не били, а потерял их сразу семь, - Виктор Васильевич Козлов улыбнулся, и каждый, кто видел эту улыбку, мог убедиться, что у ее обладателя действительно несколько зубов искусственных. Что ж, испытателю иногда приходится вести испытания не только самолетов, но и человеческих возможностей.
    ...В тот раз надо было узнать, что станется со здоровьем экипажа и пассажиров, если на самолете Ан-10 внезапно произойдет разгерметизация. Испытания шли по методике, предложенной конструкторским бюро О.К.Антонова. Ведущим летчиком назначили Б. Возякова, вторым пилотом - В. Козлова.
    - Заняли мы высоту восемь тысяч метров, - лицо Козлова становится серьезным, - разгерметизировали машину и - пулей вниз, до четырех тысяч, где уже не грозит кислородное голодание. Этот эксперимент повторяли несколько раз. Во время быстрого изменения высоты внутри кабины получался настолько резкий перепад атмосферного давления, что у некоторых испытателей, в том числе и у меня, возникло нечто вроде кессонной болезни. Из-за нее у меня очень сильно заболели зубы. Испытание пришлось прекратить, а семь зубов удалить. Кое-кому повезло больше - отделались легким обмороком...
    Виктор Васильевич Козлов отдал летно-испытательной работе в ГосНИИ ГА более двадцати лет, переступив его порог в 1959 году. Начинал летать на У-2, закончил на Ил-86.
    Он принадлежал к поколению летчиков, пришедших в институт с фронтовым опытом. Выпускной вечер в училище 22 июня 1941 года отменила война. И Козлов попал на фронт.
    - Мне иногда казалось, - вспоминал он военное лихолетье, -что ночью я научился видеть лучше, чем днем. Садиться-то приходилось, где бог положит - на опушках, на вспаханном поле, на дорогах.
    За боевые заслуги он был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени и медалями.
    Одним из первых летчиков Аэрофлота он освоил Ту-104 и по своей инициативе провел его испытания на скользких ВПП при боковом ветре, дующем со скоростью более двадцати метров в секунду, тогда как посадка допускалась при скорости ветра не более восьми. Когда институт получил право проводить государственные испытания авиационной техники, ему первому доверили провести госиспытания самолета Ил-62, с чем он успешно справился.
    О том, насколько Козлов хорошо владел этим самолетом, говорит тот факт, что именно он готовил к мировому рекорду женский экипаж под командованием Ираиды Вертипраховой. После посадки Вертипрахова сказала, что рекорд хотя и принадлежит экипажу, но режиссером-постановщиком его, конечно же, является Козлов.
    Он учил летать на Ту-134 югославских пилотов, тренировал летчиков ГДР по заходу на посадку по второй категории ИКАО на Ил-62.
    Козлов испытывал почти все машины, какие состояли и состоят на службе в гражданской авиации. Попадал в ситуации, из которых мог выйти только летчик-испытатель его класса, его опыта, выдержки и мужества. Но ему больше по душе полеты, в которых он в воздухе проверяет то, что с достаточно высокой степенью точности рассчитано на земле. И потому он очень уважает инженеров-испытателей.
    ...Сейчас в институте можно услышать разговор:
    - Вернулся Ан-24 из Иванова?
    - Да, Козлов прилетел...
    Но это уже Павел Козлов. Сын Виктора Козлова.

<< Самый результативный Взлет, Отказ двигателя >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100