Содержание

Д.В.Верещиков, С.Н.Салтыков

Самолет Ил-76
Аэродинамика и динамика полета

Глава 2
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА САМОЛЕТА

3.2. Управление рулем высоты

Схема управления рулем высоты Ил-76

Рис. 3.2. Схема управления рулем высоты: 1 - АРМ; 2 - рулевые машины САУ-1-2Т; 3 - загрузочные механизмы; 4 -механизмы рассоединения проводок; 5 - механизмы управления триммерами-флетнерами

Руль высоты выполнен в виде двух секций, которые с помощью жестких проводок, проложенных по левому и правому бортам фюзеляжа, подсоединены соответственно к левой и правой штурвальным колонкам (рис. 3.2.). В левой ветви проводки установлены параллель-но две автономные рулевые машины (АРМ), а в правой - одна АРМ. обе ветви проводки соединены между собой. АРМ представляет со-бой следящий гидропривод, имеющий собственную электропривод-ную насосную станцию. Управляющий золотник вместе с силовым гидроцилиндром и системой рычагов составляет бустерную часть АPM, которая работает по необратимой схеме. На управляющий золотник могут воздействовать пилот, отклоняя штурвальную колонку, или рулевая машина системы автоматического управления САУ-1-2Т. Перемещение золотника вызывает соответственное движение штока силового гидроцилиндра, что приводит с помощью проводки управ-ления к отклонению руля высоты.

В каждую ветвь проводки управления включено по одной рулевой машине САУ-1-2Т. В случае отказа трех АРМ возможен переход на ручное управление рулем высоты от штурвалов. Приемлемый уровень усилий на штурвалах в этом случае обеспечивается применением аэродинамической осевой компенсации руля высоты с относительной площадью iS0K=31% и кинематического триммера-флетнера с передаточным отношением /Г=0,33 на каждой из секций руля высоты. При фиксированных отклонениях штурвала в установившемся полете усилия могут быть снижены путем отклонения триммеров в пределах располагаемых углов.

В связи с тем что бустеры работают по необратимой схеме, для имитации загрузки штурвальных колонок к каждой ветви проводки управления подключено загрузочное устройство. Одно загрузочное устройство создает половину требуемой загрузки. Загрузочное устройство состоит из пружинного цилиндра, электромеханизма включения и коррекции, электромеханизма триммерного эффекта и узлов кинематической связи между ними. Для того чтобы усилия, создаваемые загрузочным устройством, отражали изменения скоростного напора, используется система автоматического регулирования усилия (АРУ), состоящая из датчика скоростного напора, блока управления и исполнительного механизма.

Механизмы триммерного эффекта предназначены для снятия усилий, создаваемых загрузочными устройствами, в случае, если штурвальная колонка в течение продолжительного времени отклонена от нейтрального положения.

На случай отказа агрегатов или повреждения одной из ветвей проводки управления рулем высоты предусмотрено разъединение проводок управления левой и правой секциями руля высоты с помощью пироустройств. При этом одна секция руля высоты управляется от одной штурвальной колонки. При отсутствии давления жидкости за насосной станцией бустер автоматически отключается (полости силового гидроцилиндра кольцуются).

Загрузочные устройства автоматически отключаются только при отсутствии давления жидкости во всех трех бустерах. При разъединении проводок управления рулем высоты загрузочное устройство остается включенным в той ветви, где есть давление в бустере. При включении САУ-1-2Т загрузочное устройство не отключается. Предусмотрено аварийное отключение загрузочных устройств выключателями, расположенными на панелях бустеров.

<< Система управления самолетом Управление стабилизатором >>