Содержание

«Трижды орденоносный - отечеству»

1928 - 1940 годы.

Становление. Поиск путей развития

  В начале 30-х годов цехи начинают пополняться некоторыми видами оборудования, в основном, импортного. Заводу передаются дополнительные помещения, что заметно сказывается на повышении технического уровня производства и росте квалификации кадров.
  В 1930 - 1931 г.г. завод привлекается к работам экспериментального института [1] главного конструктора Гроховского П.А. и изготавливает опытные экземпляры планеров Г-25 на 18-20 десантников  [2], самолетов - истребителей Г-26 [3] и самолетов Г-38 [4].
  Тем не менее, в 1928 - 1935 г.г. большого развития производства не происходит из-за неопределенности профиля и неоднократного изменения подчиненности разным ведомствам Наркомата. Не развивается социальная сфера. В практику вошли задержки в оплате произведенной продукции. Неудовлетворенность результатами труда приводит к оттоку работающих.
  В связи с этим руководство завода неоднократно ставит вопрос перед Глававиапромом о специализации завода и переводе его в разряд серийных предприятий. С приходом нового директора Воронина В. П. (1935-1936 г.г.) это требование удовлетворяется, что стимулирует строительство производственных помещений и расширение энергетических мощностей. Вводится в строй котельная и компрессорная, цехи пополняются станками, автоматами, прессами, молотами. Монтируются закалочные печи, селитровые ванны, увеличиваются мощности гальванической и термической мастерских.
  В тридцатые годы налаживается тесное сотрудничество с КБ главного конструктора А.С.Яковлева, разработки которого на несколько лет стали для завода основной продукцией. В их числе были АИР-6 [5], УТ-1, УТ-2. Яковлев А.С. неоднократно посещал завод и всячески способствовал становлению его как серийного предприятия.
  Качество самолетов, выпускаемых заводом, высоко оценивалось летчиками боевых частей Красной Армии. Подтверждением являются и воспоминания Попова Е.К., работавшего руководителем военной приемки в годы ВОВ на заводе:
  «Особенно хочу отметить повседневную борьбу завода за выпуск высококачественной продукции. Мне, как бывшему старшему представителю военной приемки, проработавшему в ней 14 лет, отрадно отметить, что за период моей работы в ВП, качество выпускаемых машин было хорошим, самолеты отработали полный срок без отказов материальной части. Объясняется это тем, что директор Воронин, главный инженер Брылин и начальник ОТК Ракитин смогли воспитать у всех работников чувство ответственности за качество выпускаемой продукции для военно-воздушных сил (ВВС). Коллектив завода был дружный, конфликтов между военной приемкой и работниками завода не было - у всех была одна цель: дать стране больше машин и хорошего качества».
  К 1937 году полностью освоен серийный выпуск самолета УТ-1. По тем временам это была достаточно сложная для производства машина, требовавшая применения труда работников многих специальностей: столяров, сборщиков, маляров, мотористов и др. Осенью 1937 года, после легендарного перелета в США через Северный полюс, завод посетил В.П. Чкалов.
  В 1938 - 1939 г.г. во вновь введенном в эксплуатацию главном корпусе производство самолетов велось крупными сериями. За эти годы было изготовлено более 500 самолетов УТ-2 , выпуск которых был налажен после прекращения производства самолетов УТ-1.
  «На УТ-2 получили первую подготовку тысячи летчиков, в том числе многие герои Великой Отечественной войны», - пишет в своих воспоминаниях в книге «Цель жизни» А.С. Яковлев.
  В это время страна в напряженном ритме решала задачи второго пятилетнего плана. Развивается стахановское движение. Коллектив завода активно включается в него. Проводятся слеты ударников, осуществляется обмен опытом и организуется шефство кадровых рабочих над молодыми. Активное участие в распространении передовых методов труда принимают инженеры Дембицкий С.Р., Атлас Ф.П., Колистратов Н.А. Многие работники, прошедшие практическую школу обучения и проявившие хорошие организаторские способности, были назначены начальниками цехов и различных подразделений. Ими стали Аксенов П.И., Бикеев B.C., Соколов З.А., Скороусов Л.Н., Масюта М.Н., Быстров М.Н., Зорин А.П., Фунтиков Н.Н., Андриянов К.Г., Бугров К.Л.
  В этот период существенное оживление происходит в работе общественных организаций. Более разнообразными становятся формы проведения досуга работниками завода, практикуются их поездки в дома отдыха, за город. Для молодых рабочих организуются кружки технического творчества.
  Директором завода в 1937 - 1939 г.г. работает Скарандаев П.П., а главным инженером - Шаройко Я.Е.
  После освобождения Скарандаева П.П. от должности, директором завода в 1939 году назначается Шаройко Я.Е. Главным инженером стал Травин С.К.
  К концу 1940 года на заводе имелось 302 единицы оборудования. Транспортные перевозки обеспечивали 11 автомобилей и 2 трактора. Жилой фонд достигал 7,7 тысяч квадратных метров.

  1. П.И.Гроховский возглавил экспериментальный институт ГУАП осенью 1934 г., до этого руководил Особым конструкторским бюро (оскон) ВВС РККА
  2. Возможно, речь идет о первом десантном планере Г-63 (1932 г.) или мотопланере Г-31 (1935)
  3. Г-26 - опытный истребитель конструкции Б.Д.Урлапова (КБ П.И.Гроховского), строился в 1935-36 гг.
  4. Г-38 (ЛК-2) - опытный многоцелевой двухмоторный самолет, строился в 1936 г.
  5. АИР-6 - одномоторный пассажирский самолет конструкции А.С.Яковлева, строился в 1934-36 гг.

<< Истоки и начало пути Годы Великой Отечественной войны >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100