Содержание

«Трижды орденоносный - отечеству»

1928 - 1940 годы.

Истоки и начало пути

  В январе 1918 года Коллегией воздушного флота Наркомата по военным делам были намечены пути быстрейшего развития в нашей стране авиации. В начале 20-х годов организуются первые отечественные конструкторские бюро под руководством А.Н.Туполева при ЦАГИ, Н.Н.Поликарпова и Д.П.Григоровича при заводе «Дукс».
  С окончанием Гражданской войны развивается строительство новых самолетных и моторных заводов. Особенно бурный размах оно получило в годы первой пятилетки, что означало создание в Советской стране новой отрасли народного хозяйства - авиационной промышленности.
  В 1925 г. на территории корпусного аэродрома Ленинградского военного округа между железнодорожными ветками Балтийской и Варшавской железных дорог создается ремонтно-авиационная мастерская (РАМ-3) по ремонту самолетов и моторов. Руководителем ее был Лебедев И. И. Участок ремонта самолетов возглавлял Стрелков А. И., а участок ремонта моторов - Исаков И. А.
  Персонал работающих, в основном, состоял из специалистов, ранее проходивших службу в армии и обслуживавших авиатехнику во время первой мировой и гражданской войн.
  По решению Правительства Советской России 1 июня 1928 года на базе РАМ-3 размещается авиаремонтный завод, который вошел в состав Глававиапрома Наркомата тяжелой промышленности под 47. Создание завода осуществлено в соответствии с приказом 89 от 25.04.1928 г. Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии (ВВС РККА). С тех пор дата 1 июня 1928 г. стала днем рождения завода 47 - предшественника ПО «Стрела».
  В то время он состоял из механического, жестяного, моторного и инструментального цехов, располагавшихся в двух корпусах казарменного типа.
  В небольших помещениях находились сборочный участок, модельная и медницкая мастерские. В отдельном здании производились испытания моторов.
  В трехэтажном административном корпусе размещалась дирекция, конструкторский и технологический отделы, службы заводоуправления. Отопление помещений, из-за отсутствия котельной, было печное.
  В этих условиях коллектив завода ремонтировал самолеты и моторы, оставшиеся после войны, модернизировал их и постепенно наращивал мощности.
  Первыми организаторами авиационного производства были: директора А. И. Комов (1928 - 1929 г.г.), И. А. Исаков (1929 -1934 г.г.); главные инженеры Брылин Н.К., Лицкевич М.В.; главный конструктор Гроховский П.А.; начальники летно-испытательной станции (ЛИС) Максимихин Н.Е., Скарандаев П.П.; начальники цехов Зверев Г.П., Стрелков А.И., Минаев П.И., Фундаментский С.Л., Рычагов С.А.
  В числе энтузиастов коллектива завода в 1928 г. по праву называли главного механика Захарова А.П.; мастеров: Быстрова М.Н., Соколова З.А., Скроцкого Л.П., Бикеева B.C.; специалистов цехов и отделов: Андриянова К.Г., Фунтикова Н.Н., Игнатьева Е.И., Солодова П.И., Соснова Л.П., Шаройко Я.Е., Колесникова А.И., Андреева Д.К., Бугрова К.Л., Дембицкого С.Р. Некоторые из них в годы Великой Отечественной войны станут руководителями завода, цехов, отделов и инженерных служб.
  Неустроенность на производстве и в быту, отсутствие четкой перспективы в первые годы становления завода не лучшим образом отражались на его производственной деятельности.
  На заводе, с первых дней существования, была создана партийная ячейка ВКП(б), проводилась политико-воспитательная работа в коллективе.

<< Обращение к читателям авторского коллектива Становление. Поиск путей развития >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100