Содержание

«Трижды орденоносный - отечеству»

1928 - 1940 годы.

Годы Великой Отечественной войны

  В 1941-1943 г.г. интенсивно ведется строительство новых корпусов. В их сооружении участвовали все труженики завода. Возглавлял строительство начальник объекта Прокофьев Ф.Ф. В создании новых мощностей напряженно работали Кособоков И.Я., Эпштейн В.М., Казакевич К.К., Костылев Т.С, Прохоров Л.И., Соснов Л.П., Механов И.Я.
  Вводятся в строй помещения на мебельной фабрике, котельная, корпус 1, где разместились основные цехи и отделы заводоуправления (ЗДУ).
  В 1942 году построен ангар для агрегатной и общей сборки самолетов. В 1943 году в эксплуатацию сдаются цехи крыла и оперения, склады и помещения для электроподстанций, насосных установок сжатого воздуха и др.
  В 1943 году производство с филиала перебазировалось на основную площадку. Первыми руководителями строителей были Серебрянский К.Н., Паукер И.Г. и Соснов Л.П.
  Несмотря на лишения военного времени, вне поля зрения руководства завода не остаются социально-бытовые вопросы. В 1941-1942г.г. для многодетных семей построены трех- и двухэтажные дома по улице Планерной и несколько отдельных двухквартирных домов по улице Челябинской (ныне проспект Победы).
  Весной 1942 года решено было своими силами строить саманные дома вдоль периметра завода (ныне сквер по ул. Шевченко и Леушинской до проспекта Победы). Ежедневно, при строительстве, можно было наблюдать, как утром на повозке подъезжал начальник строительства Паукер И.Г., лошадка выпрягалась и тут же использовалась для приготовления смеси под саман. В десятках построенных саманных домиках сразу же размещались семьи заводчан. Как жили ? Плохо, тесно, но жили и трудились - надо было ждать, терпеть и надеяться. Еще тогда, в неимоверно тяжелое время, в людях крепко сидела вера в нашу Победу, и они самоотверженно трудились для ее приближения.
  Питание работающих организовывалось отделом рабочего снабжения и подсобными хозяйствами, расположенными на Степановском хуторе и около г. Бузулука. Из Бузулука продукция привозилась в корзинах под крыльями самолета УТ-2. Дорого, разумеется, но быстро. Продукты питания в первую очередь шли в детский сад. Для желающих выделялись земельные участки под индивидуальные огороды, что позволяло обеспечивать семьи овощами и вторым хлебом - картофелем.
  На первоначальном этапе своего создания завод практически не располагал каким-либо жилищным фондом.
  Общественные организации - партком, завком профсоюза и комитет комсомола - возглавили всю работу по обеспечению жильем прибывших. Большинство семей на жительство устраивалось в частном секторе города. Как правило, расселение по домам производилось в сопровождении представителей завода, общественных организаций и НКВД. Ими осматривался частный дом и тут же принималось решение о размещении эвакуированных. Об этом производилась отметка в домовой книге. Владельцы жилплощади не всегда встречали гостей радушно. В таких случаях помогало присутствие представителей власти. В большинстве же горожане проявляли понимание и сочувствие. Однако, без административного воздействия по законам военного времени, порой, не обходилось.
  Под общежитие для молодежи и одиноких приспосабливались отдельные помещения на территории мебельной фабрики. Понимая важность быстрейшего пуска завода, горисполком передал 4 дома для размещения многодетных семей и семей руководителей завода. В них разместились и службы заводоуправления. Плотность заселения доходила до 5 - 6 человек на 10 кв. метров площади.
  На предприятиях военной промышленности Указом ПВС СССР от 26.12.1941 г. на период войны рабочие и служащие объявлялись мобилизованными и закреплялись для постоянной работы. Рабочий день был увеличен, отменены очередные отпуска, взамен которых полагалась денежная компенсация. Нельзя не поразиться трудовым героизмом рабочих, ИТР и служащих тех лет. Они в пять - восемь раз перекрывали нормы выработки, что считалось обычным делом!
  На авиационных заводах в те годы были популярны лозунги: «Не выполнив заданий, домой не уходи», «Пообещал - сделай». Людям не хватало жилья, хлеба, одежды, в цехах - электроэнергии и тепла. Но рабочие, на пределе сил, делали все возможное, чтобы обеспечить фронт боевой техникой.
  О многом говорит выдержка из докладной записки Обкома партии на имя Председателя ГКО И.В. Сталина: «Завод пущен в эксплуатацию 01.10.41 г. На 01.12.1941 года за два месяца завод поставил 110 самолетов УТ-2».
  Газета «Чкаловская коммуна» 1 января 1942 года поместила статью «Завод в степи», где отмечалось: «Подлинно трудовой доблестью отмечена деятельность механика М. Травкина и его бригады, сутками не покидавших цех при установке и модернизации оборудования».
  В газете «Известия» за 8 июля 1942 года опубликовано: «Город Н-кий. Коллектив самолетостроительного завода, где директором Шаройко Я.Е., перевыполнил майский план, успешно справился с июньской программой. В боевых машинах, выпускаемых заводом, воплощен труд и кадровых рабочих и молодежи, недавно пришедшей на производство».
  В статье «Железная дисциплина - решающее условие Победы» «Чкаловская коммуна» от 17 сентября 1942 года сообщала: « С первых дней войны, как только на границах нашей Родины загремели пушки, партия призвала трудящихся работать, не покладая рук. Организованных и дисциплинированных людей, исполненных чувства гражданского долга, становится все больше и больше. Пример организованности и дисциплины показывают патриоты советской страны, работающие как богатыри. На Н-ском заводе знатный стахановец Яков Иванович Хонин выполнил норму на 2700 процентов. Соревнуясь с ним, Алексей Михайлович Дышловский дал 49 норм, Василий Максимович Поцелуйко выполнил задание на 1150 процентов. Успешная работа завода не раз отмечалась вышестоящими органами».
  Пополнение кадрами рабочих велось за счет приема 15-ти и 16-ти летних ребят и девушек из города и близлежащих сел, выпускников ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО).
  Из воспоминаний Медникова Г.П.:
  «В конце 1941 г. прибыла группа девушек, выпускниц ФЗО из западных областей. Они были исхудавшие и плохо одетые. Все, что имелось из теплой одежды, было обменено на хлеб во время пути. Поселили их на территории мебельной фабрики. Прибыли ребята из ремесленного училища Ленинграда. За девушками нужно было следить, чтобы не прогуливали, а за ребятами - чтобы не сбежали на фронт».
  Руководство и общественные организации решали проблемы тружеников завода каждодневно, терпеливо и ответственно. Часы приема людей не были ограничены. Вот только один пример. Во время эвакуации осенью 1941 года не все члены семей смогли выехать с эшелонами. Часть осталась в осажденном Ленинграде. При поддержке Обкома партии группа из 5 человек, под руководством начальника инструментального хозяйства Сергеева Б.Н., была послана в блокадный Ленинград для розыска членов семей и их эвакуации. Поиски велись в неимоверно сложной обстановке. Транспорт в городе не работал, многие дома были разрушены, а их жильцы проживали по неизвестным адресам. Эвакуация проводилась на автомашинах по льду Ладоги. Несмотря на защитные заграждения и охрану самолетов-истребителей, «дорога жизни» непрерывно подвергалась обстрелу и бомбежкам. Зато уж по прибытии в г. Чкалов в семьях заводчан был настоящий праздник.
  В военные сороковые годы почти все службы завода размещались в двухэтажной пристройке 10-го корпуса, там же располагался отдел главного технолога (ОГТ).
  В состав ОГТ входили бюро сборочных работ, мехобработки, холодной штамповки и инструментальное. Общая численность четырех бюро составляла 52 человека.
  В довоенные годы главными технологами работали Я.Е.Шаройко, Травин С.К. В 1941 -1955 г.г. технологическую службу возглавляли Былимов Н.А. (1941 - 1943 г.г.), Зайцев М.И. (1944 -1948 г.г.), Норов А.П. (1949-1955 г.г.). В 1944 Г. Былимов Н.А. назначается на должность главного инженера завода.
  В начале 1946 года Былимов Н.А. уезжает на родину в Ленинград.
  На передовых позициях в области развития технологии и подготовки производства работали Дембицкий С.Р. и Серебрийский С.И. С их именами считались видные руководители. В технологии сварочных работ признанным авторитетом считался Орлов Д.Н. В 1941 году он добровольцем ушел на фронт. После тяжелого ранения и демобилизации окончил МАИ. В 1947-1954 годах работал на заводе. Ему принадлежит первенство в освоении нескольких видов сварки. Все они с успехом использовались при изготовлении самолетов ИЛ-10М, планеров ЯК-14, вертолетов МИ-1.
  Завершив выпуск самолетов УТ-2, завод в середине 1942 г. начал подготовку производства и освоение выпуска самолета ЯК-1, однако, после сборки двух машин из поставленных Саратовским заводом агрегатов, было получено указание начать подготовку производства к выпуску самолета ЯК-6. Происходит смена руководства завода. Директором завода назначается Владимир Семенович Котов, проработавший в этой должности с 1942 по 1944 г.г. Главным инженером стал Георгий Павлович Медников.
  Освоение и организация серийного выпуска самолетов ЯК-6 проходили в предельно сжатые сроки.
  ЯК-6 предоставлял собой моноплан с двумя двигателями. Он мог использоваться и как штабной самолет, и как ближний бомбардировщик. Одним из достоинств ЯК-6 являлось то, что конструкция позволяла использовать древесный материал. В период, когда в стране не хватало металла, эта особенность была очень важна. Заводы металлургии работали безостановочно, однако в полной мере не могли обеспечить промышленность.
  Осенью 1943 года Государственный комитет обороны, за подписью И.В. Сталина, принимает решение об организации на заводе 47 серийного производства транспортно-десантных самолетов ТДС-1, разработки КБ главного конструктора А.Я. Щербакова.
  Приказом 573 от 25.09.43 года Наркома авиационной промышленности А. Шахурина самолету ТДС-1 присваивается индекс ЩЕ-2, и поручается Щербакову А.Я. возглавить КБ завода 47. В приказе Наркома предписывалось: «Продолжая серийный выпуск самолета ЯК-6, организовать подготовку производства к выпуску самолета ЩЕ-2 таким образом, чтобы с марта 1944 года выходил один самолет в сутки».
  ЩЕ-2 представлял собой высокоэкономичный самолет, способный взлетать с любого неприспособленного аэродрома. Основным его назначением была быстрая переброска крупных десантов и грузов. При необходимости мог использоваться в качестве ближнего бомбардировщика.
  Для организации подготовки производства самолетов ЩЕ-2 и обеспечения выпуска с марта 1944 года одного самолета в сутки в срочном порядке осуществляются конструкторские доработки, сокращающие трудоемкость и цикл изготовления, увеличивается количество крупных стапелей, в частности сборки крыла и фюзеляжа, вводятся предварительные монтажи для сокращения цикла общей сборки. Принимается неординарное решение о совместном общем контрольном осмотре самолетов ОТК и заказчиком. Оно дало возможность экономить целую смену.
  Однако, директор и главный инженер завода, опираясь на опыт производства предыдущих самолетов, выражают неуверенность в выполнении задачи выпуска одного ЩЕ-2 в сутки. Не поддерживая такую позицию, Щербаков А.Я. и парторг ЦК Быков С.Н. обращаются в Обком, ЦК и наркомат о замене руководства завода.
  В итоге, директором назначен москвич Александр Александрович Евтеев. Довольно часто, как правило, ночью, приезжает на завод 1-ый секретарь Обкома Денисов Г.А.
  Новое руководство, совместно с партбюро, мобилизовало коллектив рабочих и инженерно — технических работников на выполнение плана и во втором полугодии 1944 года четко обеспечивается установленный режим выпуска - машина в сутки.
  По итогам работы по достойной встрече 27 годовщины Октября завод занял первое место в соревновании предприятий города и третье место во Всесоюзном соревновании среди предприятий Наркома авиационной промышленности.
  Из воспоминаний Венцеля В.В., работавшего в то время заместителем главного конструктора Щербакова А.Я.: «Память воскрешает один из множества эпизодов трудовых будней цеха 7. Два часа ночи. По обеим сторонам прохода на козлах размещены десятиметровые консоли крыла, на которых расположены маты. На них неподвижно лежат задремавшие 15-16 летние мальчишки, уставшие от работы над каркасами крыла. В проходе появляется мастер Белов с длинным стрингером в руке. Он легонько трогает им мальчишек, и они, как стайка воробушек, с шумом вскакивают и начинают двигать рубанками - работа продолжается».
  В 1944 - 1945 г.г. самолет ЩЕ-2 готовится к выпуску в пассажирском варианте. Оперативно разрабатывается документация на пилотскую кабину с новой системой управления и навигационным оборудованием для безопасных ночных полетов. Проектируется пассажирский салон на 10 кресел и туалет. Опытный самолет осенью 1945 года прошел успешные испытания. Проводил их заводской летчик Сергей Владимирович Романов. Он долго служил в летном отряде завода.
  В 1945 году группа конструкторов серийно-конструкторского отдела (СКО) вела разработку эскизного проекта самолета на трехколесном шасси. В его конструкции намечалось использование только металлических материалов. Но в 1946 г., в связи с переключением завода на выпуск десантных планеров Ц-25, все работы по эскизному проекту прекращаются.
  Настал незабываемый день Победы - 9 мая 1945 года!
  Казалось, ликованию не будет конца. У людей, бывших свидетелями и участниками тех незабываемых дней, день великой Победы остался в памяти на всю жизнь. Грустно вспоминать, что из заводчан, ушедших на войну, не вернулось 99 человек. Фамилии их сегодня занесены на Памятную доску в музее истории завода.
  В одержанную победу над фашистской Германией немалый вклад внесли заводчане. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.10.1945 г. за успешное выполнение заданий по выпуску оборонной техники были награждены многие работники завода. Ордена Трудового Красного Знамени удостоились начальник производства Скроцкий Л.П., начальник цеха Рычагов С.А. и столяр Салыкин Ф.П. Орденом «Знак Почета» награждены 20 человек, медалями - 25 человек. Среди них: Андреев Д.К., Андриянов К.Г., Бикеев B.C., Веретенцев А.А., Живлюк В.А., Калетин Г.Н., Костерова А.И., Кожанов В.П., Лужецкий В.П., Можарцев А.С, Мериков А.И., Масюта М.Н., Никитенко И.И., Оганджанян С.И., Дембицкий С.Р., Кугук Д.Т., Поцелуйко В.М., Полещиков К.И., Серебрийский С.И., Строков Н.А. За героизм, проявленный в боевых действиях, из 614 заводчан, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, 255 получили различные боевые награды, а Рощину Н.А. было присвоено звание Героя Советского Союза. На заводе длительное время трудился Герой Советского Союза Серогодский М.Н.
  Практически каждый сотый самолет, изготовленный в годы войны в стране, был с маркой завода 47.
  За годы ВОВ выпущено следующее количество самолетов:
  — в 1941 г. - 550 УТ-2, в т.ч. в Ленинграде - 414;
  — в 1942 г. - 454, в т.ч. УТ-2 - 367, УТ-2М - 60;
  — ЯК-1 - 2, ЯК-6 - 25;
  — в 1943 г. - 224 ЯК-6;
  — в 1944 г. - 218 ЩЕ-2;
  — с января по май 1945 г. - 118 ЩЕ-2.
  За 1941 - 1945 г.г. заводом поставлено - 1595 самолетов, а за период с октября 1941 года по май 1945 года - 1150 шт.
  Неимоверно трудную ношу военных лет несли женщины, составлявшие большинство работающих на заводе.
  После завершения войны некоторые из ленинградцев уезжают на Родину - в Ленинград, а москвичи и Щербаков А.Я. - в Москву. Однако большинство бывших ленинградцев навсегда остались на заводе, уйдя затем на заслуженный отдых. Имена их благодарно живут в памяти заводчан.

<< Годы Великой Отечественной войны Переход на выпуск гражданской продукции. >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100