«Трижды орденоносный - отечеству»
1928 - 1940 годы.
Переход на выпуск гражданской продукции.
Освоение и выпуск новых видов летательных аппаратов.
Отгремели раскаты войны, но еще долго люди будут просыпаться по ночам от кошмарных снов и горя потерь. Невосполнимые утраты понесли многие семьи заводчан, чьи отцы и сыновья не вернулись с полей сражений.
После демобилизации из армии на предприятие пришли фронтовики. Они в
течение многих последующих лет служили примером добросовестного отношения к
труду, отзывчивости и чести. К таким людям относятся герои Советского Союза
Н.А. Рощин, М.Н. Серогодский и десятки воевавших солдат, сержантов, офицеров, -
многие из которых в последующие годы стали руководителями
производства, мастерами, квалифицированными специалистами, воспитателями и наставниками молодежи. Но время постепенно исцеляло раны.
Залечивало их и народное хозяйство. Для его восстановления большое внимание уделяется организации выпуска гражданской продукции. В годы войны на заводе изготавливались предметы хозяйственного обихода: обувь, рукавицы, кастрюли, тарелки, ложки, мебель для собственных нужд.
В связи с тем, что в сельском хозяйстве резко сократился машинный парк, по решению Обкома партии в 1946 - 1951 г.г. на
заводе организуется производство запасных частей для тракторов, комбайнов, сеялок, жаток. Одновременно начинается изготовление книжных шкафов, стульев, оттоманок, детских санок, молокомеров, ложек и других товаров ширпотреба. Они отправлялись в колхозы, совхозы области и в торговую сеть. Большим спросом пользовались молокомеры, выпуск которых составил более 150 тыс. штук.
Мирный труд все более способствует развитию авиации страны, улучшению социальной сферы жизни, развитию сельского хозяйства.
В начале 50-ых годов к заводу переходят территория и здания, занимаемые ранее
Чкаловским военным авиационным училищем. В двухэтажный корпус 56 переезжают центральная заводская лаборатория, архив конструкторско-технологической документации со светокопией, серийно - конструкторский отдел и отдел главного технолога.
В 1950 — 1951 годах строители завода вводят в эксплуатацию азотно-кислородную станцию. Расширена мощность компрессорной станции, котельной. В связи с тем, что потребности в расширении производственных мощностей и жилого фонда постоянно возрастают, в 1952 году организуется специальный строительный трест 6, начавший возведение жилых сборно-щитовых домов и корпусов завода. Первым производственным объектом стройтреста стал корпус 4. В нем расположились механические цехи, цех термообработки, цех гальванических покрытий и новый цех окончательной сборки.
Цехи подготовки производства в своем составе имели шаблонную мастерскую, с 1952 г. - цех 20, инструментальный цех 26, цех крупной стапельной оснастки 22. Кроме того, в цехах 1, 3, 5 находились три участка по ремонту и изготовлению простейших приспособлений, инструментов и штампов (ПРИН).
В последующие годы, когда заводу было поручено освоение более современных изделий, строительство продолжалось еще более быстрыми темпами.
В середине 50-ых, по существу, создается служба подготовки производства, в функцию которой входило обеспечение освоения новых изделий. Для укрепления е кадрового состава активно идет прием молодых специалистов, окончивших Московский авиационный институт, Московский государственный университет, Казанский авиационный институт, Куйбышевский авиационный институт, Ленинградский военно-механический институт, Челябинский политехнический институт. Обладая хорошими инженерными знаниями, они без каких-либо проблем включались в производственный процесс.
В 1954 — 1957 г.г. в цехе 5 организуется производство
натяжных станций для картофелесажалок. По заданию Министерства в 1955 — 1958 г.г. обеспечивается массовый выпуск жаток ЖР-2 и рам силосоуборочных комбайнов.
Выпуск большого количества сельскохозяйственной техники без специализированного цеха был бы не возможен. В этих целях создается цех 11, первым руководителем которого стал Королев B.C.
В последующие годы производство гражданской продукции и товаров народного потребления из года в год нарастало.
Вместе с тем не прекращалось и производство планеров, самолетов и вертолетов, предназначавшихся для нужд народного хозяйства страны. В 1946 - 1950 г.г. на заводе изготавливались планеры АН-1, АН-2 - главного конструктора Антонова, планеры ЯК -14 - Яковлева, Ц-25 -
Цыбина П.В. и самолеты У-2 (ПО-2) - Поликарпова Н.Н. В январе 1946 года руководство ОКБ завода 47 возлагается на заместителя главного конструктора Венцеля В.В.
В третьем квартале 1946 года выходит постановление Совета Министров СССР об организации на заводе производства десантного планера Ц-25 главного конструктора П.В.Цыбина, возглавлявшего КБ планерной техники. Освоение и серийное производство планера не представляло особых сложностей, т.к. имело много общего с самолетом ЩЕ-2. Безусловно, большое значение имело то, что завод не потерял квалифицированных технологов и рабочих.
Размах крыльев Ц-25 составлял 24 метра. Двухместная кабина каплевидной формы находилась над фюзеляжем. В фюзеляже планера могла размещаться противотанковая пушка 45 мм., боекомплект и расчет. Планер буксировался самолетом ЛИ-2 тросом 100 метровой длины. Обладая высокими летно-техническими характеристиками, планер имел управляемые интерцепторы, позволяющие при определенных маневрах существенно увеличить высоту полета.
При испытаниях планера иногда случались и неприятности,
приводящие к аварийной ситуации.
Об одном из таких случаев вспоминает В.В. Венцель:
«Очередной облет проводили с подполковником Рубе [1]. На взлете,
когда аэродром остался позади, на ЛИ-2 отказал правый двигатель.
Позади осталось Челябинское шоссе. Недалеко виднелся большой стог сена. Выбора не было - и через несколько секунд мы врезаемся в стог. Треск, хруст... и тишина. Вот где проявилось преимущество высоко расположенной кабины, наличие привязных ремней и посадочной лыжи.
Позднее, силами транспортного цеха и летно-испытательной станции, Ц-25 сумели отбуксировать на аэродром».
Заводской экипаж буксировщика и планера в 1947 году участвовал в маневрах Южно - Уральского военного округа, проводимых под Тоцком и в общеармейских маневрах десантных войск под
Кировоградом на Украине. После маневров на завод пришел приказ командующего Южно - Уральским округом маршала Тимошенко, в котором отмечалось образцовое выполнение показа десантной техники экипажами ЛИ-2 и Ц-25 в составе Осадченко С.Ф., Еремеева П.Т.
[2] и Венцеля В.В.
<< Годы Великой Отечественной войны | Переход на выпуск гражданской продукции.2. >> |