Содержание

«Трижды орденоносный - отечеству»

РАЗВИТИЕ ЗАВОДА В 1956-1975 ГОДАХ

  Летом 1955 года директором завода назначается Леонид Алексеевич Гуськов, ранее руководивший крупным авиационным предприятием в г.Ташкенте [1]. С ним связана 17-тилетняя плодотворная деятельность коллектива завода.
  Главным инженером завода, вместо Андреева Д.К., становится Шевченко A.M., ранее работавший на родственном заводе в г. Куйбышеве, а главным технологом — Венцель В.В.
  Во главе технических и других служб назначаются новые перспективные специалисты: Живлюк В.А., Бородай Ф.П., Лапин А.Н., Гончаров М.С., Кочеров В.В., Васильев Е.М., Шишов Б.Н., Кириловский Н.А., Нестеров Б.В.
  Происходят заметные изменения в производстве и технической реконструкции завода. Растет трудовая и производственная дисциплина. Выполнение плана стало незыблемым законом.
  Этот период характерен бурным и стремительным развитием завода. Значительно обновилось и руководство в цехах и отделах. На эти должности пришли молодые специалисты, завоевавшие к этому времени высокий профессиональный и деловой авторитет. Своей деловитостью и квалификацией выделялись Шлянов В.П., Брыков B.C., Сафронов А.П., Полещиков К.И., Жиганов Н.А., Каган А.И., Тараков Д.А., Сизов B.C., Шейдвассер М.М., Клочков В.И.
  Развертывается строительство производственных корпусов 3, 6, 9. По существу, ускоренными темпами создается новый завод. Создается корпус агрегатно-сборочных цехов и крупный штамповочно-заготовительный цех цветных металлов с отделением анодировки и мастерской свинцово-цинковых штампов. Вдоль всего корпуса для цеха общей сборки позднее будет построена высокая зона с железнодорожными подъездными путями.
  Одновременно интенсивно ведется жилищное строительство. Вводятся в эксплуатацию дома по ул. Челябинской, санаторий-профилакторий «Чайка» и корпуса медсанчасти. В 1959-м году введен в эксплуатацию широкоэкранный кинотеатр «Сокол», строится заводской стадион «Прогресс». Идет газификация жилого района. Осваивается строительство многоэтажных домов хозспособом.
  К началу 1957 года завод уже располагал достаточными мощностями для производства более современных летательных аппаратов. В 1957-1958г.г. успешно освоен и обеспечен серийный выпуск беспилотного самолета-снаряда конструкции КБ Березняка А.Я. [2]
  В 1957 году в стране меняется управление отраслями народного хозяйства. Ликвидируются отраслевые Министерства и в регионах страны организуются Советы народного хозяйства, в том числе и Оренбургский Совнархоз.
  К 1958 году завод сформировался как современное предприятие, оснащенное новейшим оборудованием и передовой технологией, располагающее крупными производственными площадями и профессионально подготовленными кадрами. С этого времени открывается новая страница в истории завода. Он переходит на освоение и выпуск специальной техники, имеющей большое значение для обеспечения обороноспособности всей страны.
  Новый этап развития связан с постановкой производства изделий разработки генерального конструктора Королева С.П.
  Летом 1957 года Сергей Павлович лично посетил завод для изучения его производственно-технического потенциала. Через некоторое время после его отъезда, завод получает копию письма в адрес ЦК КПСС примерно с таким заключением: «Это не завод, а сельский случный пункт ... и спецтехнику ему не освоить». Надо отдать должное Главному конструктору, приславшему после изготовления и испытания одноступенчатой ракеты средней дальности [3] письмо на завод с извинением за несправедливую оценку и поздравлением коллектива с успешным освоением техники. Выпуск е потребовал повышения оперативности принятия конструкторских решений непосредственно на рабочих местах, для чего представителем Главного конструктора на завод приезжает М.Ф. Решетнев. Впоследствии его назначат Главным конструктором Красноярского машиностроительного завода.

Гуськов
Леонид Алексеевич

  Родился 23 марта 1912 года под Москвой в поселке Люблино. Закончил рабфак при Московском Высшем техническом училище им. Н.Э. Баумана, в 1930 году - студент Московского авиационного института. По окончании института был направлен на завод им. Кирова в Ленинграде. С 1936 г. по 1941 г. работает ведущим конструктором на заводе 84 в Химках. В 1937 г. командируется в США на завод фирмы «Дуглас». В 1941 г. вместе с заводом 84 эвакуируется в Ташкент. Работал начальником сборочного цеха, главным инженером. С 1950 по 1955 г. - директор завода. В 1955 - 1972 г.г. - директор завода 47 - Оренбургского машиностроительного завода.
  Герой Социалистического труда, награжден 3-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного знамени, Октябрьской Революции, «Знак Почета». «Заслуженный ветеран труда завода».

  Для реализации конструктивных особенностей вновь осваиваемых изделий разрабатываются новые технологии, изготавливается специальное и нестандартное оборудование. Организуется специализированный цех стальных баков и цех общей сборки. Начальниками этих цехов стали опытные руководители Рычков В.Т. и Чернявский Г.М.
  Довольно трудоемкой была сварка кольцевых бандажей большого сечения. Большую помощь в е освоении оказал институт электросварки им. Патона, с которым был заключен договор на изготовление специальной установки, что существенно сократило трудозатраты и повысило качество сварки. Цех общей сборки оснастился автоматическими средствами контроля систем управления.
  Ввод в эксплуатацию механического корпуса с бытовыми помещениями позволил существенно улучшить условия труда, как работников цехов, так и технических служб. На новых площадях размещаются технологические отделы, отдел главного механика, отдел технического контроля, техбиблиотека, представительство заказчика, столовая.
  В конце 1958 года завод посещает секретарь ЦК КПСС Брежнев Л.И., курировавший в ЦК КПСС оборонные отрасли промышленности. Не обошлось без обычной в таких случаях суеты и ускоренного наведения марафета. Осмотр завода прошел без проблем и было видно, что результатами Брежнев удовлетворен. После ознакомления с ходом строительства состоялось совещание в кабинете Гуськова Л.А.
  Для читателей, возможно, представит интерес следующий эпизод этой встречи. Во время совещания Леонид Ильич попросил воды. Заместитель директора Шерман Л.С. бросился за бутылкой «Нарзана», открыл е и со стаканом пошел к Брежневу Л.И. Не успел он сделать и двух шагов, как бутылка и стакан были выхвачены из рук Шермана одним из сопровождающих секретаря ЦК КПСС. После опробования, вода была подана Леониду Ильичу. Брежнев Л.И. выглядел энергичным и решительным человеком. Причиной приезда Брежнева Л.И. послужило то, что строительство шло с отставанием от установленных сроков. В совещании участвовали руководитель стройтрестом, прорабы стройучастков, секретарь обкома партии по промышленности Петров Б.А. Результатом принятых мер по активизации работ стал ввод корпуса агрегатно-сборочных цехов в 1959 году.
  Из воспоминаний Сафронова А.П. - начальника цеха 8.
  «... Цех посетил Брежнев Л.И., беседа с которым у меня осталась в памяти на всю жизнь. Он не менее получаса расспрашивал и внимательно слушал меня: кто, откуда родом, кто отец и мать, что закончил, какая семья, зарплата, цены на базаре и многом другом. Я обо всем ему рассказал обстоятельно и с чистой совестью. При этом видел сверлящий меня взгляд рядом стоящего секретаря обкома партии по промышленности Петрова Б.А. Но, видно, все обошлось как надо. Однако на следующий день Гуськов Л.А. упрекнул меня за то, что я плохо помог директору. Оказывается, надо было объективно рассказать о технологических сложностях воплощения в металл конструктивных особенностей беспилотного самолета-снаряда и проблемах его производства, а я, легкомысленно считая, что мы «смогем» и не то, сказал, что больших сложностей не было».
  Следующим этапом в освоении новой техники стала стратегическая ракета средней дальности 8К63 [4] Главного конструктора Янгеля М.К. Ее производство заводу было поручено решением СМ СССР и ЦК КПСС в 1960 году. В это время Янгель М. К. работал Главным конструктором на Южном машиностроительном заводе в г.Днепропетровске.
  Организация серийного выпуска изделия 8К63 проходила в условиях исключительного напряжения сил всех работающих на заводе. К изготовлению оснащения, инструмента, средств механизации были привлечены многие предприятия страны. Организуются командировки ИТР и рабочих ведущих профессий для изучения опыта работы на заводах Перми, Омска, Днепропетровска и Москвы. В то время не было отраслевых министерств, и заводу регулярная помощь оказывалась Госкомитетом по оборонной технике и Совнархозом РСФСР.
  Их поддержка существенным образом помогала в решении ряда организационных, снабженческих и социальных вопросов.
  Последовательный рост объемов оборонных изделий постоянно повышал требования к структуре жизнеобеспечивающих подразделений, в частности, к службе главного энергетика. В 1960 году в нее вошли электротехнический, теплосиловой цехи и отдел главного энергетика.
  В этот период начинается ускоренный рост энергетических мощностей, в результате которого служба главного энергетика превратилась в крупный энергетический комплекс. В его состав вошли: современные паровые и водогрейные котельные; установки по производству сжатого воздуха, азота, ацетилена, кислорода; водяные насосные станции; мощные подстанции; газоприемные и автоматические телефонные станции; сотни километров подземных и воздушных инженерных сетей; многие десятки трансформаторных подстанций; тысячи вентиляционных и кондиционных установок и другое оборудование. Они позволили обеспечивать завод и близлежащий многонаселенный жилой поселок практически всеми видами энергии.
  Образно говоря, энергетический комплекс, начавший свою историю с задействования двух паровозов в 1941 году, в семидесятые и восьмидесятые годы полнокровными артериями связал воедино все службы и подразделения объединения.

  1. Авиазавод №84
  2. Крылатая ракета КСС (Корабельный самолет-снаряд) (4К87)
  3. Баллистическая оперативно-тактическая ракета Р-11 (8К11)))
  4. Баллистическая ракета средней дальности Р-12 (8К63)
<< Переход на выпуск гражданской продукции Развитие завода в 1956-1975 годах. 2 >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100