Бартини
А-55, А-57
бомбардировщик-летающая лодка
А-55, А-57
бомбардировщик-летающая лодка
В 1952 г. Роберт Людвигович Бартини - начальник отдела перспективных схем Сибирского
научно-исследовательского института авиации им.С.А.Чаплыгина (СибНИА; Новосибирск) создает
проект самолета Т-203. Будучи великолепным математиком, он буквально «вычислил» схему
самолета с крылом переменной по передней кромке стреловидности. Без особенно дорогих продувок и
существенных затрат.
Проект Р.Л.Бартини, представленный в 1955 г., планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика средней
дальности А-55. Гидросамолет имел возможность пополнять запасы топлива в океане, в
непосредственной близости от берегов противника, с надводных кораблей и подводных
лодок. Кроме того, для гидросамолетов не требовались огромные аэродромы со сверхпрочными
многокилометровыми бетонными ВПП, являвшимися отличными мишенями для ударных средств противника. Первоначально проект был отклонен,
т.к. заявленные характеристики посчитали нереальными. Обращение к С.П.Королеву помогло обосновать проект экспериментально. Были изготовлены и продуты десятки моделей с различными вариантами крыла.
Для продолжения работы над проектом Р.Л.Бартини в апреле 1957 г. был откомандирован из
СИБНИА в ОКБС МАП (Москва). К работе по стратегическому А-57 привлекаются коллективы ЦАГИ и ЦИАМ. Были
исследованы режимы взлета самолета с воды и возможности длительного пребывания его на плаву.
Самолет А-57 представлял собой стратегическую комплексную систему, включающую
сам гидросамолет-амфибию, способный взлетать и садиться на водную поверхность, а также на снег и
лед (это допускало возможность использовать аэродромы передового базирования, размещенные в
Арктике на дрейфующих льдинах), и тяжелый управляемый реактивный снаряд РСС, создававшийся в ОКБ
П.В.Цыбина и располагавшийся на самолете-носителе. Самолет предполагалось
выполнить по схеме «бесхвостка» с ярко выраженной интегральной компоновкой (собственно
фюзеляж практически отсутствовал). «Самобалансирующееся» крыло (балансировка достигалась круткой по размаху) с минимальным суммарным волновым и индуктивным
сопротивлением, имеющее переменную стреловидность по передней кромке, имело в центре сверхкритический выпуклый вниз профиль, а
на концах - выпуклый вверх. Колесное шасси
отсутствовало, взлет и посадка на лед и воду выполнялись с использованием убирающейся под
центральную часть самолета гидролыжи. Для взлета с обычного аэродрома предполагалось использовать сбрасываемые после отрыва от земли
колесные тележки. Экипаж самолета составлял три человека. А-57 должен был нести оборудование,
необходимое для автономной эксплуатации в океане или на арктической льдине: имелось
необходимое шкиперское оборудование, сквозной проход вдоль всей лодки, гальюн для экипажа. Все
операции по первоочередному техническому обслуживанию бомбардировщика выполнялись в
пределах обводов крыла и вертикального оперения, т. е. самолет можно было обслуживать на плаву.
По тем временам оборудование летающей лодки было верхом совершенства: БРЛС СВР-1,
активные системы РЭП «Роза» и «Веник», система постановки пассивных помех ТРС-45, навигационный
комплекс «Ветер», комплекс связи «Планета» и гидроакустическая система связи с подводными
лодками «Охотск». Расчетная максимальная скорость А-57 составляла 2500 км/ч, практический
потолок (в зависимости от полетной массы) 18000-23000 м, практическая дальность 15000 км. Самолет с
взлетной массой 250 т предполагалась оснастить пятью ТРДФ НК-10Б (5 х 24 000 кгс) либо, временно, НК-6 (5 х 22 500 кгс), размещенных пакетом, установленным
над корпусом лодки, в ее хвостовой части между килями, наклоненными внутрь. Над двигателями
должна была устанавливаться крылатая ракета РСС, кроме того, имелся внутренний термостабилизированный
бомбоотсек для размещения термоядерной бомбы «244H» массой 3000 кг.
Кроме этого, размерность и компоновка самолёта А-57 позволяют без коренных переделок установить на нем атомные двигатели. Осознавая, что двигатель НК-10Б в обещанные сроки может не появиться, конструкторы посчитали возможным на первом этапе создания самолета А-57 заменить их менее мощными НК-6.
На базе А-57 были спроектированы разведчик Р-57 и его вариант Р-57-АЛ с ядерной силовой установкой, разрабатывавшейся под руководством А.М.Люльки. Вслед за этим, в 1958 году, были сделаны предложения по ядерному морскому бомбардировщику А-58. Особенностью Р-57 являлась возможность использования его как самостоятельно (в этом случае он комплектовался соответствующим фотооборудованием), так и в системе с самолетом-разведчиком РСР, чьи габариты и вес были аналогичны крылатой ракете РСС. Дальность полета самолета РСР в пилотируемом варианте составляла 6000, а в беспилотном - 8000 километров.
Для проверки заявленных Бартини лётно-технических данных самолёта А-57 по указанию председателя ГКАТ была создана специальная комиссия из представителей ЦАГИ, ЦИАМ, НИИ-1, ОКБ-156 и ОКБ-23. Итогом ее работы стали рекомендации по практическому воплощению рассмотренного предложения. Второй раз предложение Роберта Людвиговича рассматривалось специалистами ГКАТ в начале 1958 года и было отклонено.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | Р.Л.Бартини, ОКБ П.В.Цыбина | |
Обозначение | А-57 | |
Тип | Стратегический бомбардировщик - летающая лодка | |
Экипаж, чел. | 3 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 69,5-72,5 | |
Размах крыла, м | 36,5-37,1 | |
Высота самолета, м | 7,5 | |
Площадь крыла, м2 | 755,0 | |
Взлетная масса, кг | 250000 (320000) | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 5 | |
Двигатель | ТРД НК-10Б | ТРД НК-6 |
Тяга двигателей (форсаж), кгс | 5 х 24000 | 5 х 22500 |
Летные данные (расчетные) | ||
Максимальная скорость полета, км/ч | 2500 | |
Максимальная дальность полета, км | 12000 (14000) | |
Практический потолок, м | 18000-23000 |
Источники информации:
- Самолеты Р.Л.Бартини / Н.В.Якубович, – М.: РУСАВИА, 2006 /
- Забытые проекты
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- «Красные самолеты» / И.Чутко, 1982 /
- Les dérivés du Tsybin RSR / Prototypes.com /
- А.Соловьев