МАКС
многоразовая авиационно-космическая система
Работы над проектом многоразовой авиационно-космической системы МАКС ведутся ОАО НПО «Молния»
со времени завершения разработки ОК «Буран».
В 1988 году большой кооперацией (около 70 предприятий авиационной и космической
промышленности) разработан эскизный проект в 220 томах.
Был широко использован огромный опыт работ по программе «Спираль», предопределивший и успешный
старт «Бурана».
В подтверждение проектных технических характеристик выполнен большой объем экспериментально-исследовательских работ по аэродинамике, газодинамике,
прочности элементов конструкции и другим направлениям.
Изготавливаются натурные макеты орбитального самолета и внешнего
топливного бака. Проходит летные испытания первый экземпляр базового самолета Ан-225
"Мрия". Практически завершена разработка конструкторской документации по орбитальному самолету и топливному баку.
К настоящему времени на разработку МАКС израсходовано около 1,5 млрд. долларов в текущих ценах.
В проекте участвует и Летно-исследовательский институт имени М.
Громова. Заместитель начальника института заслуженный летчик-испытатель России Анатолий
Квочур отметил, что «это будет уменьшенная в два раза по размерам и в три раза по полезной
нагрузке по сравнению с «Бураном» система двойного назначения. Аппарат сможет выполнять не
только военные задачи, но и позволит проводить инспекцию российских спутников».
Этот уникальный, по оценке специалистов, проект отличается от аналогов
российского «Бурана» и американского «Шаттла» своей мобильностью, что позволяет выводить
аппарат на различные орбиты. Основные элементы системы МАКС выполнены в многоразовом
исполнении, кроме внешнего топливного бака и блока выведения. Система базируется на
обычных аэродромах 1 класса, дооборудованных необходимыми для МАКС
средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного
комплекса и вписывается, в основном, в существующие средства наземного комплекса
управления космическими системами.
Согласно замыслу, небольшой крылатый корабль, оснащенный подвесным баком, запускается с самолета-разгонщика Ан-225
«Мрия», после чего с помощью собственных двигателей выходит на орбиту, совершает маневры
и самостоятельно возвращается на Землю.
МАКС предназначена для решения широкого круга задач в космосе, в том числе:
- выведение на околоземную орбиту и возврат с орбиты различных полезных грузов;
- транспортно-техническое обеспечение космических объектов различного назначения;
- проведение аварийно-спасательных работ на орбите;
- решение научно-технических и технологических экспериментов в космосе;
- проведение международного контроля за космическим пространством;
- экологический контроль за космическим пространством и земной поверхностью;
- производство кристаллов, биопрепаратов и других материалов в условиях вакуума и микрогравитации.
МАКС обладает неоспоримыми преимуществами перед существующими ракетами-носителями:
- более низкая стоимость выведения полезных грузов на орбиту(~1000 US$/кг) по сравнению с одноразовыми ракетами-носителями (~12000-15000 US$/кг) и многоразовыми средствами выведения первого поколения («Буран», СССР и «Space Shuttle», США);
- возможность запуска в любом направлении;
- возможность выведения на орбиты с необходимым фазированием и параллаксом относительно аэродрома вылета;
- возможность широкого маневрирования в продольной и боковой плоскостях при возврате с орбиты;
- оперативность применения;
- возможность возврата полезных грузов и их многоразового использования;
- возможность возврата МАКС при отмене пуска;
- возможность использовать существующие аэродромы 1 класса, дооборудованные необходимыми для МАКС средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплекса.
- экологическая чистота (сокращение полей падения ступеней и нетоксичные компоненты топлива).
Суммируя все сказанное, можно утверждать (именно в этом едины специалисты), что за такой
системой будущее на ближайшие 25-30 лет.
На состоявшемся в ноябре 1994 года в Брюсселе Всемирном салоне изобретений, научных
исследований и промышленных инноваций «Брюссель-Эврика-94» программа МАКС получила золотую медаль (с отличием) и специальный приз премьер-министра Бельгии.
Масштабный макет МАКС в начале лета 1997 г. демонстрировался на смотре в Ле Бурже. Он был выставлен и на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-97) в г.Жуковском.
«Мрия» не единственно возможный «носитель». В перспективе планировалось использовать сверхмощный двухфюзеляжный самолет «Геракл».
По мнению специалистов ЦАГИ, в настоящее время МАКС является наиболее проработанной авиационно-космической системой.
В 1998 г. на основании результатов работы одиннадцати рабочих групп специалистов в области аэродинамики, прочности, устойчивости и управляемости, теплозащиты, двигателей и оборудования ЦАГИ совместно с ЦНИИмаш подготовили положительное заключение о технической реализуемости проекта.
Правда, отдельные специалисты отмечали высокую стоимость разработки системы МАКС (что могло привести к прекращению работ по другим отечественным программам), вследствие чего "в настоящее время (1998 г.) невозможно принять решение о переходе на стадию ОКР по созданию системы МАКС.
Дальнейшее развитие проекта может быть оправдано лишь в случае обоснования роли и места этой системы в решении целевых задач".
К 2007 г. такие задачи были наконец определены, а ЦАГИ повел обширные исследования различных проектов АКС на базе самолетов-носителей МиГ-31, Ту-160, Ту-22М, М-55, Ан-124, "Геракл".
Характеристики | ||||
---|---|---|---|---|
МАКС | Вторая ступень | Орбитальный самолет | ||
Экипаж, чел. | 2 / беспилот | |||
Длина самолета, м | 19,3 | |||
Размах крыла, м | 13,3 | |||
Высота, м | 8,6 | |||
Масса стартовая,т | 620 | 275 | 27 | |
Масса ПН, т (орбита) | i=90°и H=400 км | 5.8-(6.6) | ||
i=51°и H=200 км | 8,3(9,5) | |||
Возможная доля выводимых от общего кол-ва ПН, % | 71 (75) | |||
Стоимость выведения 1кг ПН, $ | 1000 | |||
Возможные сроки создания | 1999-2002 | |||
Параллакс, км | до 2000 | |||
Боковая дальность при спуске с орбиты, км | до 2000 | |||
Наличие задела, % | 85 | |||
Потребный объем финансирования, млрд.$ | 1.8 |
Источники информации:
- МАКС / BURAN.RU /
- Проект «Спираль» / В.В.Лебедев, BURAN.RU /
- «Энциклопедия астронавтики» М.Уэйда
- Энциклопедия «Космонавтика». А.Б.Железняков