Super Hustler
стратегический разведчик
«Опередивший время» (по мнению некоторых летавших на нем летчиков) В-58
оставил заметный след в истории авиации. И не только благодаря внедренным радикальным
новшествам, но и оригинальностью предложенных на его базе нереализованных проектов, обширностью
проведенных с его помощью экспериментальных и исследовательских работ, некоторые из которых
нашли завершение в других программах.
Одним из наиболее интересных был выдвинутый в октябре 1957 г. проект, предусматривавший
возврат к схеме составного бомбардировочного комплекса, однако на этот раз в роли «авиаматки»
предполагалось использовать сам В-58, который должен был нести бомбардировщик «Super Hustler».
В ноябре-декабре 1957 года Convair рассмотрел ряд конфигураций Super Hustler (101-118), представлявших собой
гиперзвуковую двухступенчатую систему. Она состояла из пилотируемой и беспилотной ступеней.
Пилотируемый модуль должен был крепиться снизу к носовой части
беспилотного, который в свою очередь подвешивался к носителю вместо подфюзеляжного контейнера.
В январе 1958 года Convair впервые представил концепцию Super Hustler ВВС США.
Представленная в феврале 1958 года конфигурация 121 согласно проектных требований должна иметь скорость от 4 до 6 М; радиус действия 9260 км (5000 морских миль); оперативные временные рамки 1961-1963; доставляемые боеголовки класса C (ударная нагрузка - 1542 кг т.е. 3400 фунтов); два человека экипажа бок о бок, а также минимальный размер для размещения под B-58.
Пилотируемая ступень имела 14,33 м (47 футов) в длину, с секцией D-образного сечения 114 см (45 дюймов) высотой и 163 см (64 дюйма) в ширину. Общий вес пилотируемой ступени - 9158 кг (20 190 фунтов). Пустой самолет весил 4137 кг (9120 фунтов).
Передняя секция пилотируемой ступени содержала электронику, носовое шасси и кабину. В кормовой части фюзеляжа пилотируемой ступени содержался отсек оборудования, топливный бак, прямоточный воздушно-реактивный двигатель, турбореактивный двигатель и посадочные салазки. Турбореактивный двигатель GE J85, используемый для посадки, был установленв нижней хвостовой части перед ПВРД Marquardt MA24F.
Топливо могло перекачиваться между частями самолета для балансировки в полете.
Пилотируемая ступень самолета сохранила опускаемый на 20° нос для улучшения обзора при посадки. Гидравлический привод носовой части при посадке также работал в качестве амортизатора.
Отклоняемая носовая часть использовалась также как спасательная капсула, отделяемая при аварии.
Экипаж состоял из двух человек, пилота и штурмана-бомбардира. Управление выполнено двойным. Чтобы минимизировать высоту салона, спинки сидений наклонены под 45 градусов. Стеклянная часть кабины при высокой скорости полета экранировалась металлическими крышками. Круговой обзор был реализован периферийной системой видеонаблюдения.
Беспилотная ступень имела почти 14,9 м (49 футов) в длину, с максимальным диаметром 117 см (46 дюймов). Её полная масса составила 11657 кг (25 700 фунтов). Пустой вес равнялся 3357 кг (7400 фунтов).
Передняя секция расходуемой ступени содержала топливный бак и боевой отсек со стабилизирующими юбками, которые открывались при сбросе боеголовки. Кормовая секция содержит другой топливный бак, установленное сверху крыло, а два ПВРД Marquardt MA24F под крылом по бокам корпуса.
Размах крыльев пилотируемого компонента составлял всего 5,8 м (19 футов). Площадь крыла 25,8 кв.м (278 квадратных футов). Стреловидность по передней кромке - 75°. Размах крыльев расходуемого компонента не превышал 7 м (23 футов). Площадь крыла 22,5 кв.м (242 квадратных фута). Стреловидность по передней кромке - 35 градусов.
Пилотируемая часть имела приводимые гидравликой элевоны, управление закрылками и рулевые управляющие поверхности. Расходная часть имела только гидравлически приводимые элевоны и рули. В качестве посадочного шасси были использованы полозья, потому что температура, создаваемая при скорости от 4 до 6 М, слишком велика для пневматических шин. Обычные шины высокого давления были использованы для передней стойки шасси, помещенной в охлаждаемом отсеке электроники.
Оценки рабочих температур при числе Маха 4 были 621 градус Цельсия (1150°F) на передней кромке и 427°C (800°F) для поверхности фюзеляжа и крыльев. Системы охлаждения, покрытия из керамики или из титан-молибденового сплава, или комбинации этих подходов были необходимы для передних кромок. На скоростях, превышающих 5 М, температуры могла превышать 871 градус Цельсия (1600°F).
«Super Hustler» и его модули |
Стандартная миссия Super Hustler состояла из сброса с B-58 на скорости 2 М, на высоте 10 973 м (36 000 футов). Super Hustler быстро разгонялся до 4 М и поднимался на высоту 21 946 м (72000 футов). Расходуемая часть отделялась приблизительно через 3700 км (2000 морских миль) на высоте 24 384 м (80 000 футов), и сбрасывала БЧ. Пилотируемый компонент после этого имел дальнсть порядка 8330 км (4500 морских миль), чтобы вернуться на базу. Он преодолевал это расстояние за два часа на крейсерской скорости 4 М и на высотах от 22 860 до 27 432 метров (от 75 000 до 90 000 футов).
Стандартная скорость захода на посадку пилотируемого модуля составила 170 узлов, с приземлением на 160. Пробег, несмотря на торможение 2,44-метровым (8 футов) посадочным парашютом, составлял 1220 м (4000 футов).
Были предложения по использованию специального высококалорийного топлива, которое позволяло повысить скорость до М=6 (6,25) и максимальную высоту полета до 38 км.
В конфигурации 124, на пилотируемый модуль добавили второй ПВРД.
В сентябре 1958 года Convair предложил использовать RS-70 (ударно-разведывательный вариант North American XB-70 Valkyrie) в качестве самолета-носителя Super Hustler. Вскоре после этого компания начала исследования разведывательной версии Super Hustler. Этот вариант самолета, под названием Special Purpose Super Hustler (специального назначения), был представлен правительству США в ноябре 1958 года. После усиления акцента на малозаметности пилотируемый подвесной разведчик получил наименование FISH — сокращение от First Invisible Super Hustler.
Описание | ||||
---|---|---|---|---|
Разработчик | Convair | |||
Год проектирования | 1957-58 | |||
Обозначение | Super Hustler | |||
Тип | составной разведчик | пилотируемая ступень | беспилотная ступень | |
Экипаж, чел. | 2 | - | ||
Геометрические и массовые характеристики | ||||
Длина, м | 22,7 | 13,5 | 14,8 | |
Размах крыла, м | 7,17 | 5,7 | 7,17 | |
Стартовая масса, кг | 20800 | 11460 | 4750 | |
Масса топлива, кг | 11300 | |||
Силовая установка | ||||
Число двигателей | 1+1 | 2 | ||
Двигатель | ТРД GE J85 + ПВРД Marquardt RJ-59 | ПВРД Marquardt RJ-59 | ||
Тяга двигателя, кгс | максимал | 1170 | 4500 | |
на форсаже | 1740 | |||
Летные данные | ||||
Максимальная скорость полета, М | 4,2 (6,25) | |||
Практическая дальность системы, км | 15900 | |||
Радиус действия, км | 6240 | |||
Потолок, м | практический | 22900 | ||
над целью | 27450 (38100) |
Источники информации:
- Super Hustler
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- Черная птица Кларенса Джонсона / М.Никольский, Авиация и Космонавтика №8 2000 /
- «Vojenska letadla» / Vaclav Nemecek, Praha, 1982 /
- The Oxcart Story
- CONVAIR B-58 HUSTLER: The World’s First Supersonic Bomber / Jay Miller, Aerofax /
- «Х-планы» / Д.Оливер, М.Райан, АСТ, 2003 /
- Super Hustler и далее. Часть I / Eric Hehs, Code One /
Помогали: