Fish
стратегический разведчик
В сентябре 1958 года Convair предложил ВВС США разведывательный вариант «Super Hustler», названный Special Purpose Super Hustler (специального назначения). Этот вариант Super Hustler стал одноступенчатым.
Для этого из конструкции удалили беспилотную ступень с разгонным ПВРД, которая несла также ядерную бомбу.
Удаление разгонной ступени позволило удлинить пилотируемый модуль на 91 см (36 дюймов). Это позволило разместить в нем большее количества топлива, а в носовой части - приборы фото- или радиотехнической разведки.
Special Purpose Super Hustler получил обновленную навигационную систему и более мощные ПВРД.
Снаряжение для фоторазведки предлагалось в двух вариантах. Первый состоял из одной большой панорамной камеры с фокусным расстоянием 610 мм (24 дюйма). На крейсерской высоте самолета 27400 м (90000 футов) такая камера может покрыть полосу в 48 км (30 миль) в ширину, длиной в 2400 км (1500 миль), производя отдельные фотоснимки размером 230 на 965 мм (9 на 38 дюймов). Второй вариант, называемый установкой фоторазведки двойного назначения, состоял из трех меньших, 57-мм (2.25-дюймовых) камер квадратного формата, с 7,62-мм (трех-дюймовым) фокусным расстоянием, предназначенных для обнаружения целей, и одной большой панорамной камеры формата 108 на 457 мм (4,25 на 18 дюймов), при фокусном расстоянии 305 мм (12 дюймов), предназначенной для сбора данных в интересах технической разведки.
Комплект радиотехнической разведки, названный ferret reconnaissance system (поисковая разведывательная система), был разработан для обнаружения и определения местоположения РЛС и радиостанций, а также для анализа сигналов этих станций, чтобы определить порядок боевого взаимодействия — в основном, как противник будет реагировать на электронные атаки. Комплект имел модульные, сменные узлы и скрытно смонтированные антенны.
Общий вес первоначального Special Purpose Super Hustler составил 14152 кг (31 200 фунтов), включая 8505 кг (18 750 фунтов) топлива. Для сравнения, общий вес пилотируемого модуля двухступенчатых Super Hustler равнялся 9158 кг (20 190 фунтов), включая 5021 кг (11 070 фунтов) топлива.
Special Purpose Super Hustler обладал крейсерской скоростью 4 М, максимальной высотой полета 27432 м (90000 футов) и дальностью в 4500 морских миль.
В ноябре 1958 года рассматривались две основные конфигурации самолета. Первая из них, названная конфигурацией минимальных изменений, по площади крыла походила на предыдущую конструкцию специального назначения.
Однако передние кромки крыла были слегка изогнуты наружу, чтобы снизить ЭПР самолета. Длина крыла 8,6 м (28,1 фута), размах - 6 м (19,8 футов).
Вторая конфигурация была гораздо больше - изогнутые крылья длиной 11,6 м (38,0 фута) и размахом 10,4 м (34,2 фута). Предпочтение получила вторая конфигурация.
Она была доработана и названа Конфигурация 220. К декабрю 1958 года проект был 14,9 м (48,8 футов) в длину и 2,6 м (8,7 футов) в высоту. Он имел полный вес 15876 кг (35000 фунтов) и вес пустого 6940 кг (15300 фунтов).
Как и Super Hustler, эта ранняя версия FISH (First Invisible Super Hustler)
имела отклоняемый вниз кончик носа, который прятался под фюзеляжем, в связи с ограничениями носителя - B-58 (без отклонения носа шасси В-58 не могли быть убраны). Самолет оснащался двумя ПВРД Marquardt MA24E с 105-см (41,5-дюймовым) диаметром регулируемого сопла.
Турбореактивные двигатели Pratt & Whitney JT12 были расположены между и непосредственно перед ПВРД. Раздвоенные воздухозаборники на нижней стороне фюзеляжа подавали воздух и в ПВРД, и в ТРД.
22 декабря 1958 года после сравнения с проектом Lockhead A-3 Convair был дан зеленый свет для продолжения развития FISH и планирования производственной программы.
Вариант с выступающим фонарем по центру фюзеляжа в марте 1959 года стал конфигурацией 226.
Профиль миссии для FISH включал запуск на высоте 10,5 км с B-58 при числе Маха 2,2. Затем FISH должен был набирать высоту и за три минуты разгоняться до 4 М. На высоте 27432 м (90 000 футов) он мог лететь до сорока девяти минут, развернуться на 180 градусов примерно за девять минут, а затем направиться обратно, достигнув через сорок две минуты базы.
При скорости 4 М и высоте 27400 м (90 000 футов), температура на передних кромках крыльев и воздухозаборников двигателей, наиболее горячих внешних частях самолета, составляет 490 градусов Цельсия (915 градусов по Фаренгейту).
Для устойчивости к такому нагреву передние кромки крыла были сформированы треугольными вставками из керамического материала pyroceram, разработанного Corning, пропитанного графитом для уменьшения радиолокационного отражения.
Керамические вставки чередовались с треугольниками из Rene 41. Воздухозаборник был изготовлен из Inconel.
Программа предусматривала выпуск двадцати самолетов, первый полет планировался через 27 месяцев после начала программы. Пять самолетов требовались для летных испытаний. Двадцатый самолет должен был быть поставлен в пределах пяти лет. Стоимость программы в ценах 1958 года оценивалась в 205 миллионов долларов.
Эти расходы не включали выделение самолетов B-58, необходимых для программы.
К июню 1959 в разработке была конфигурация с большим крылом и выступающим фонарем, но смещенным влево. Единственный турбореактивный двигатель JT12 между ПВРД был заменен двумя турбореактивными двигателями General Electric J85, расположенными сразу за кабиной. Два двигателя могли выдвигаться из фюзеляжа для использования при посадке. Вертикальные кили были перемещены с крыльев на фюзеляж. Задние посадочные салазки были заменены колесами.
Изменения увеличили общий вес самолета до 17384 кг (38325 фунтов), что примерно на 1500 кг (3300 фунтов) больше, чем в конструкции ноября 1958 года. Дальность сократилась с 4150 до 3900 морских миль. Габаритные размеры новой конструкции оставались почти теми же — 14,3 м (47,0 футов) в длину, 3,1 м (10,1 фута) в высоту, а размах крыльев 11,3 м (37,0 футов).
Сопротивление комбинации потяжелевшего FISH с B-58 оказалось выше ожидаемого. Для ее разгона до скорости необходимой для запуска ПВРД от B-58 требовалась большая тяга, чем обеспечивали его четыре двигателя J79-5. Комбинация FISH с B-58 также имела проблему с балансировкой: центр тяжести для малых скоростях был слишком смещен вперед.
Предлагалось использовать в качестве носителя удлиненный B-58B с более мощными двигателями J79-9.
Заказчики опасались, что составной разведчик будет сложен в эксплуатации, надежность проектируемых ПВРД вызывала сомнения, а пилот FISH не мог катапультироваться до отделения от самолета-носителя. С прекращением разработки бомбардировщика B-58B FISH лишился и носителя.
Но 14 июля 1959 ЦРУ предложило фирме Convair создать на основе подвесного теперь уже автономный разведчик «Кингфиш».
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | Convair | |
Год проектирования | 1958 | |
Обозначение | Fish | |
Тип | подвесной разведчик | |
Экипаж, чел. | 2 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина, м | 14,79 | |
Размах крыла, м | 11,3 | |
Высота, м | 3,36 | |
Стартовая масса, кг | 11000 | |
Масса топлива, кг | ||
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2+2 | |
Двигатель | крейсерский | ПВРД Marquardt RJ-59 |
посадочный | ТРД General Electric J85 | |
Тяга двигателя, кгс | максимал | 4500 |
на форсаже | ||
Летные данные | ||
Максимальная скорость полета , М | 4,25 | |
Практическая дальность системы, км | 15900 | |
Радиус действия FISH, км | 6240 | |
Потолок, м | практический | 22900 |
над целью | 27450 (38100) |
Источники информации:
- Super Hustler
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- Черная птица Кларенса Джонсона / М.Никольский, Авиация и Космонавтика №8 2000 /
- «Vojenska letadla» / Vaclav Nemecek, Praha, 1982 /
- The Oxcart Story
- LOCKHEED'S SR-71 'BLACKBIRD' FAMILY / James Goodall & Jay Miller, Aerofax /
- Super Hustler и далее. Часть II — FISH / Eric Hehs, Code One /
Помогали: